Сегодня казахстанская школа встала на путь модернизации, что обусловлено процессами глобализации в мире. В Стратегии – 2050 Президент нашей страны Н.А. Назарбаев указывает на следующее: «Наша страна и общество должны изменяться также стремительно, как быстро будет меняться весь окружающий нас мир» [1]. Реформирование системы образования в Казахстане связано с переходом образовательной практики со знаниевого на компетентностный формат обучения, что нашло отражение в Концепции образования Республики Казахстан до 2020 года. А именно отмечается, что основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность – умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире» [2].
Необходимо отметить, что компетентностный подход научно обоснован учеными стран европейского пространства в начале 70-х гг. 20 века: Р. Бадером, Д. Мертенсом, Б. Оскарсоном, Дж. Равенном, В. Хутмахером и др. В российской научной литературе проблема модернизации профессионального образования на основе компетентностного подхода рассматривается в работах Б. Байденко, Э. Зеера, А. Хуторского, Б. Эльконина и др. В Казахстане вопросы компетентностного подхода в подготовке специалистов представлены трудами таких ученых-педагогов, как М.Х. Балтабаев, А. Мынбаева, П. Беспалова, И.Б. Васильев, К. Устемиров, Б. Кенжебеков, Н.М. Стукаленко, Ш. Курманалина, Б.Т. Керимбаева и др., которые обращают большое внимание на формирование ключевых компетенций будущего специалиста, необходимых для успешной самореализации личности в профессиональной деятельности.
В рамках нашего исследования на тему «Формирование информационно-коммуникативной компетенции будущих педагогов-психологов» были проанализированы научные работы последних лет, которые позволили выявить противоречие между объективной потребностью на практике в школьных психологах, обладающих одной из ключевых компетенций – информационно-коммуникативной, и недостаточной степенью ее сформированности у выпускников вуза в силу нехватки необходимых дидактических решений.
Для решения этой задачи нами разрабатывается модель формирования информационно-коммуникативной компетенции студентов в системе университетской подготовки к педагогической деятельности по направлению подготовки 5В010300 «Педагогика и психология» КГУ им.Ш.Уалиханова, которая строится как системная конструкция, включающая континуум следующих структурно-содержательных элементов: цель (профессиональная подготовка специалиста в области школьной психологии, владеющего информационно-коммуникативной компетенцией); формируемые компоненты информационно-коммуникативной компетенции (когнитивный – знания; функциональный – умения, навыки; личностно-профессиональные качества – направленность, мотивы, творчество); содержание обучения по блокам знаний, в т.ч. элективный курс «Основы информационно-коммуникативной культуры».
Таким образом, процесс формирования информационно-коммуникативной компетенции у будущих педагогов – психологов будет протекать успешнее, если будут созданы следующие дидактические условия – использование информационно-коммуникативных технологий, направленных на совершенствование учебного процесса; внедрение активных и интерактивных форм и методов обучения; уровневый характер обучения; стимулирующее оценивание.
Библиографическая ссылка
Стукаленко Н.М., Ракишева Г.М. ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 12-1. – С. 88-89;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34845 (дата обращения: 12.12.2024).