Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МАГИСТРАНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Далингер В.А. 1
1 Омский государственный педагогический университет
1. Далингер В.А. Двухуровневая подготовка педагогических кадров в условиях кредитно-модульной системы образования // Материалы международной научно-практической конференции «Формирование профессиональной компетенции будущих специалистов в условиях кредитной технологии обучения : опыт, проблемы и перспективы», Кокшетау, 26-27 июня 2009. – Кокшетау: Изд-во КГУ им. Ш. Уалиханова 2009. – С. 14 – 19.
2. Далингер В.А. Подготовка будущего учителя к инновационной деятельности в условиях компетентностного подхода // Проблемы подготовки будущего учителя к инновационной педагогической деятельности и пути их решения: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск II. – Красноярск: Изд-во КГПУ им. В.П. Астафьева, 2009. – С. 29 – 45.
3. Далингер В.А. Проблемы подготовки педагогических кадров, отвечающих требованию современной модели российского образования // Проблемы теории и практики обучения математике: Сборник научных работ, представленных на Международную научную конференцию «63-е Герценовские чтения», посвященную 90-летию кафедры методики обучения математике / Под ред. В.В. Орлова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. – С. 46 – 49.
4. Далингер В.А. Подготовка бакалавров и магистров в педагогическом вузе в условиях компетентностной парадигмы образования // Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов в условиях кредитной технологии обучения: опыт, проблемы и перспективы: материалы III Международной научно-практической конференции, Кокшетау, 10-11 июня 2011г., посвященный 20-летию Независимости Республики Казахстан – Кокшетау: Изд-во КГУ им. Ш. Уалиханова, 2011. – С. 4-5.
5. Далингер В.А. Проблемы перехода на многоуровневую систему высшего профессионального образования // Наука и эпоха: монография / Ю.К. Волков, В.А. Далингер, Т.В. Добровольская и др.; под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Книга 6. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2011. – С. 37-51.
6. Далингер В.А. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и системно-деятельностный подход в обучении математике // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 6 (1) – С. 19-22.
7. Далингер В.А. Проблемы подготовки бакалавров и магистров в педагогическом вузе в условиях многоуровневой системы образования // Известия Международной академии наук высшей школы: Научный и общественно-информационный журнал. – № 1 (59). – 2012. – М.: Изд-во МАН ВШ, 2012. – С. 144-153.
8. Далингер В.А. Недостатки многоуровневой системы высшего профессионального образования // Специфика педагогического образования регионов России: сборник научных статей V Всероссийской научно-практической конференции (Тюмень-Санкт-Петербург, 28 ноября 2012 года). – В 3-х частях. Часть II. – №1(5). – 2012. – Тюмень-СПб: Изд-во ТОГИРРО, 2012. – 21-22 с.
9. Далингер В.А. Так ли уж безобидна многоуровневая система высшего образования в плане подготовки специалистов? // Фундаментальные исследования. – № 11 (часть 5). – 2012. – М: Изд-во Академия Естествознания, 2012. – С. 1095-1098.
10. Далингер В.А. Проблемы перехода вузов на работу по новым ФГОС ВПО // Инновации в профессиональном образовании в контексте реализации ФГОС: региональный опыт: Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (25 апреля 2013г). – Омск: ООО «Полиграфический центр КАН», 2013. – С. 21-23.
11. Далингер В.А. Проблемы подготовки высококвалифицированных кадров для системы образования // Альянс наук: вчений – вченому: матерiали VIII Мiжнар. наук.-практ. конф., 28-29 березня 2013 року: Том 3. Культурологiя, педагогiка та психологiя. – Днiпропетровськ: Изд-во Бiла К.О., 2013. – С. 21-25.
12. Далингер В.А. Формирование исследовательских компетенций у магистрантов профиля подготовки «Математическое образование» // Проблемы теории и практики обучения математике: сборник научных работ, представленных на Международную научную конференцию «66 Герценовские чтения» / Под ред. В.В. Орлова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. – С. 26-30.
13. Далингер В.А. Проблемы подготовки учителя математики в бакалавриате//Актуальные проблемы математического образования в школе и вузе: материалы VII Международной научно-практической конференции, Барнаул, 24-27 сентября 2013 год. – Барнаул: Изд-во АлтГПА, 2013 . – С. 5-10.
14. Далингер В.А. Организация самостоятельной работы студентов по математике посредством интернет // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения: сборник статей 4-ой Международной дистанционной научной конференции «Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения» (3-4 октября, г. Липецк). – Липецк: Изд-во «Национальный фонд инноваций», 2013. – С 9-11.
15. Далингер В.А. Как вернуть лидирующее положение в мире российскому математическому образованию // Совершенствование подготовки по математике и информатике в школе и вузе: сборник научных статей / Под ред. Л.И. Боженковой, Ю.А. Глазкова, И.М. Смирновой. – М.: ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», 2013. – С 56-61.
16. Далингер В.А. Формирование специальных компетенций у бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Информатика и математика»: материалы Международной научной конференции «Актуальные проблемы науки и образования», Куба (Варадеро), 20-31 марта, 2014 год // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. − №2 (часть 2). – 2014. − М.: Издательский дом «Академия естествознания», 2014. – С. 169-170 (электронная версия http://www.rae.ru/snt).
17. Далингер В.А. Вернем лидирующее положение в мире российскому математическому образованию // Математическое образование сегодня и завтра: материалы Международной конференции, Москва, 28-29 ноября 2013. – М.: Изд-во ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования», 2014. – С 21-24.
18. Далингер В.А. Недостатки и основные направления усовершенствования подготовки учителей математики в педагогических вузах // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6 (часть 4). – М.: Издательский дом «Академия естествознания». – С 822-827.
19. Далингер В.А. Проблемы и перспективы развития российской системы высшего педагогического образования // Образование, наука и экономика в вузах и школах. Интеграция в международное образовательное пространство: труды Международной научной конференции 24-29 марта, 2014 г. Цахкадзор (Армения). – Том 1. - Цахкадзор: Изд-во Authors, H&H Print, “Pedagogic initiative” AA. – С. 230-234.
20. Далингер В.А. Основные направления совершенствования подготовки учителя математике в педагогических вузах // Материалы Международной научной конференции «Проблемы качества образования», Марокко, 20-27 мая, 2014 год // Международный журнал экспериментального образования. − №5 (часть 2). – 2014. − М.: Издательский дом «Академия естествознания», 2014. – С. 70-72 (электронная версия http://www.rae.ru/snt).
21. Капкаева Л.С. Формирование специальных компетенций в математическом образовании будущих педагогов // Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе: Материалы II Международной научной конференции 2-4 октября 2014 года, г. Москва ФГБОУ ВПО МПГУ / Под. ред. А.Л. Семенова, Л.И. Боженковой. – М.: Изд-во МПГУ, ИП Стрельцова И.А. (Эйдос), 2014. – С. 249-253.
22. Янушевский В.Н. Системно-деятельностный подход в образовании в контексте ФГОС второго поколения: цели, программы, технологии [Электронный ресурс] / В.Н. Янушевский: − URL: http://www.dc.ulstu.ru/ipk/newsfiles/1.doc.

Высшая школа России перешла на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения и на двухуровневую систему образования: бакалавриат и магистратура.

Если раньше долгие годы в качестве результатов образования признавались предметные знания, умения и навыки, то в настоящее время в условиях компетентностного подхода в качестве результатов образования выступают компетенции и компетентности.

Анализ показывает, что наиболее употребляемой является трактовка, согласно которой содержание компетенции составляют знания, умения и способы действий.

Соотношение компетенции и компетентности выражается формулой: компетенция – деятельность – компетентность.

В.Н.Янушевский отмечает: «Компетенция как объективная характеристика «человека вообще» должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью как характеристикой конкретной личности. Эта формула позволяет понять, что такое компетентность. Это – знание в действии» [ 22, с. 5].

Компетентностый подход в подготовке бакалавров и магистров направления «Педагогическое образование» в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения предполагает формирование у них целого комплекса компетенций: общекультурных, профессиональных и специальных. Общекультурные и профессиональные компетенции раскрыты в стандартах. Разработка же специальных компетенций стала прерогативой учебных заведений.

Приведем перечень специальных компетенций, укажем их компонентный состав в подготовке магистрантов направления «Педагогическое образование», магистерская программа «Математическое образование», который разработан кафедрой теории и методики обучения математике ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет».

Приведем наименования специальных компетенций и дадим их формулировку, раскрывающую их сущностное состояние.

СК-1. Знать основные методологические проблемы классических разделов математической науки, оснований математики, владеть методами математики, системой основных математических структур и аксиоматическим методом.

СК-2. Владеет культурой математического мышления, логической и алгоритмической культурой, способен понимать общую структуру математического знания, взаимосвязь между различными математическими дисциплинами, реализовывать основные методы математических рассуждений на основе общих методов научного исследования и опыта решения учебных и научных проблем, пользоваться языком математики, корректно выражать и аргументировано обосновывать имеющиеся знания, умеет представлять результаты собственных исследований в виде рефератов, обзоров, отчетов, докладов и статей.

СК-3. Способен понимать универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности, роль и место науки в системе наук, значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике, общекультурное значение математики.

СК-4. Владеет математикой как универсальным языком науки, средством моделирования явлений и процессов, разрабатывать фрагменты образовательных дисциплин, проектировать системы математических задач по нарастающей сложности структур их решений, понимать критерии качества математических исследований, принципы экспериментальной и эмпирической проверки научных теорий.

СК-5. Владеет содержанием и методами элементарной математики, умеет анализировать элементарную математику с точки зрения высшей математики, систематизировать типичные ошибки по математике по основным методическим линиям, проводить их диагностику и намечать пути и средства их предупреждения и ликвидации.

СК-6. Способен ориентироваться в информационном потоке, использовать информационные технологии для проектирования компьютерных тестов, реализованных с помощью различных тестовых оболочек, уметь создавать телекоммуникационные проекты.

СК-7. Владеет основными положениями истории развития математики, эволюции математических идей и концепциями современной математической науки. Знает историю методики преподавания математики как науки в системе знаний и профессиональной подготовки учителя математики, критерии периодизации отечественной методики преподавания математики, основные периоды и этапы развития методической мысли в нашей стране и за рубежом.

Укажем компонентный состав перечисленных специальных компетенций.

СК-1. Знает: особенности научного познания, его отличие от других форм познания; функции науки в обществе; основы методологии математической науки; основные факты истории развития математики; основные положения истории и методологии математики; современные проблемы математики; основные положения и проблемы аксиоматического метода.

Умеет: использовать фундаментальные понятия, законы и модели классической и современной математики для интерпретации явлений природы; применять основы методологии математической науки в теории и на практике; понимать и излагать основные положения истории математики; понимать и излагать современные проблемы математической науки.

Владеет: методологическими принципами, выработанными в математической науке; методами научного мышления; методикой и техникой изучения математических дисциплин; основными методами математики, системой основных математических структур и аксиоматическим методом.

СК-2. Знает: математические структуры и связи между ними; методы математических рассуждений и возможности их использования в научном исследовании; элементы культуры математического мышления, логической и алгоритмической культуры.

Умеет: реализовывать основные методы математических рассуждений на основе общих методов научного исследования и опыта решения учебных и научных проблем; пользоваться языком математики, корректно выражать и аргументировано обосновывать имеющиеся знания; представлять результаты собственных исследований в виде рефератов, обзоров, отчетов, докладов и статей.

Владеет: культурой математического мышления, логической и алгоритмической культурой; общей структурой математических знаний; связями между языком, теорией и прикладной частью математики как науки; основными методами математических рассуждений и общими методами научного исследования применительно к решению учебных и научных проблем.

СК-3. Знает: логические нормы математического языка, логические правила построения математических рассуждений; математика как универсальный язык науки, средство моделирования явлений и процессов; критерии качества математических исследований, принципы экспериментальной и эмпирической проверки научных теорий.

Умеет: логически грамотно формулировать математические предложения, анализировать их логическое строение, записывать символически и, наоборот, переводить символическую запись на естественный язык; пользоваться современными формализованными математическими, информационно-логическими и логико-семантическими моделями и методами представления, сбора и обработки информации; проводить статистическую обработку результатов исследований, в том числе и собственных; представлять результаты собственных исследований в виде рефератов, обзоров, отчетов, докладов и статей.

Владеет: языком математики, корректно формулировать и аргументировано обосновывать имеющиеся знания; методами структурирования и систематизации преобразований совокупности знаний в систему при решении научных и учебных проблем; общей структурой математических знаний; связями между языком, теорией и прикладной частью математики как науки.

СК-4. Знает: основы метода математического моделирования для описания реальных объектов, процессов и явлений реальной действительности; требования к системе математических задач, направленных на организацию процесса обучения различным дисциплинам; основные положения проверки научных теорий.

Умеет: использовать методы математического моделирования для решения задач естествознания; разрабатывать системы математических задач в контексте основных образовательных дисциплин; понимать и излагать основные положения проверки качества научных теорий средствами математических исследований

Владеет: методом математического моделирования как универсальным методом описания и исследования реальных явлений и процессов; методологическими принципами, выработанными в математической науке для экспериментальной и эмпирической проверки научных теорий.

СК-5. Знает: основное содержание и методы элементарной математики; причины типичных ошибок по математике; пути и средства предупреждения типичных ошибок по математике.

Умеет: анализировать элементарную математику с точки зрения высшей математики; систематизировать типичные ошибки по математике по основным методическим линиям; проводить диагностику типичных ошибок учащихся и составлять пути и средства их предупреждения и ликвидации.

Владеет: содержанием и методами элементарной математики; основными методами теории и методики обучения математик для диагностики типичных ошибок учащихся и разработки путей их предупреждения и ликвидации.

СК-6. Знает: особенности информационных потоков в своей профессиональной области деятельности; основные направления использования современных информационных технологий в преподавании математических дисциплин в учебных заведениях различных ступеней; основные направления использования современных информационных технологий контроля и оценки качества математического образования; принципы организации контроля и оценки качества обучения математике с использованием программных продуктов; особенности тестовых технологий, виды и типы тестов, формы тестовых заданий по математике; различные методы оценивания результатов тестирования по математике; особенности применения телекоммуникационных проектов в образовании; виды телекоммуникационных проектов и этапы их разработки.

Умеет: ориентироваться в информационных потоках, выражающееся в способности находить актуальную, необходимую и достаточную информацию, умение её кодировать, декодировать и интерпретировать; использовать современные технологии для презентации информационных продуктов математической направленности; оценивать возможности использования тех или иных программно-дидактических средств математической направленности, их преимущества и недостатки; применять специализированные математические пакеты, универсальные программы для разработки электронных контрольно-измерительных материалов; проектировать компьютерные тесты по математике с помощью различных тестовых оболочек; давать экспертную оценку предтестовым заданиям, использовать на практике тесты разных видов; проводить тестирование и анализировать полученные данные с помощью компьютерных программ по обработке результатов тестирования; создавать телекоммуникационные проекты различных видов.

Владеет: методикой поиска, обработки и структурирования информации математического и методического содержания средствами информационных технологий; методикой разработки и применения современных информационных средств диагностики и контроля знаний по математике; методикой анализа эффективности использования современных информационных средств диагностики и контроля знаний по математике; методами составления компьютерных проверочных тестов по математике; технологией организации и проведения телекоммуникационных проектов.

СК-7. Знает: историю методики преподавания математики как науки в системе знаний и профессиональной подготовки учителя математики; критерии периодизации отечественной методики преподавания математики; основные периоды и этапы развития методической мысли в нашей стране и за рубежом.

Умеет: понимать и излагать основные положения истории математики; применять концепции современной математической науки в теории и на практике.

Владеет: основными положениями истории развития математики; эволюции математических идей; концепциями современной математической науки.

В разработанных картах компетенций также указаны технологии формирования, средства и технологии оценки. Особое значение в картах компетенций отведено дескрипторам уровня освоения компетенции; в карте компетенции приведены отличительные признаки по ступеням уровней освоения компетенции: пороговый, продвинутый, высокий.

Формирование специальных компетенций предусмотрено на пороговом, продвинутом и высоком уровнях. К каждому из них разработаны критерии оценивания. Приведем их.

Пороговый: знает некоторые современные концепции и теоретико-методологические основы курса; умеет иллюстрировать теоретические положения практическими примерами, но испытывает при этом затруднения; владеет книжным стилем речи с использованием соответствующей системы понятий и терминов, но допускает отдельные ошибки и неточности при определении понятийного содержания терминов.

Продвинутый: знает основные современные концепции и теоретико-методологические основы курса; умеет сравнивать основные современные концепции и формулировать собственную точку зрения на заявленные проблемы, однако испытывает затруднения в её аргументации; владеет профессиональным языком с использованием соответствующей системы понятий и терминов.

Высокий: знает основные концепции и теоретико-методологические основы курса; умеет проводить критический анализ и сопоставление основных концепций и теоретико-методологических основ, иллюстрировать теоретические положения практическими примерами и экспериментальными данными, формулировать и обосновывать собственную точку зрения на заявленные проблемы; владеет профессиональным языком с использованием соответствующей системы понятий и терминов.

Специальные компетенции отражают специфику конкретной формы профессиональной деятельности. Л.С. Капкаева, в связи с этим, отмечает: «… специальная компетентность учителя математики должна формироваться, во-первых, с учетом структуры и логики математической науки в целом и отдельных ее дисциплин, и, во-вторых, с учетом профессионального поля деятельности – образования» [ 21, с. 249-250].

Формирование специальных компетенций предполагает использование инновационных технологий обучения. К ним можно отнести: работа в малых группах, работа в парах постоянного (или сменного) состава, дискуссия группы экспертов, проблемная или интерактивная лекция и т.д.

Проблемы подготовки бакалавров и магистров направления «Педагогическое образование», магистерская программа «Математическое образование» освещены в наших работах [1-20].


Библиографическая ссылка

Далингер В.А. ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МАГИСТРАНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 12-1. – С. 79-83;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34839 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674