Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Кумпилова А.Р. 1 Калашникова С.В. 1
1 Майкопский государственный технологический университет
1. Мухина, Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие /Т.Г. Мухина. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2013.
2. Сиротюк, А.Л. Инновационный подход к обучению в профессиональной школе /А. Л. Сиротюк, М. Г. Сергеева.– Курск: изд-во РФЭИ, 2011.
3. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
4. Реутова, Е. А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ). – Новосибирск: Изд-во, НГАУ, 2012.
5. Горбачева, В.Г. Основы инновационных процессов в образовательной деятельности [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf /070411/17.html.

Современные процессы, происходящие в системе высшего профессионального образования, определяют серьезное изменение подходов к организации образовательного процесса в высших учебных заведениях. Внедрением системы многоуровневого образования, созданием единого образовательного пространства, переходом на ФГОС ВПО, реализацией компетентностного подхода обусловлена необходимость использования нового подхода к организации обучения, основанного на применении инновационных образовательных технологий. Сегодня преподаватель в высшей школе помимо выполнения функции транслятора научных знаний, должен уметь выбирать оптимальную стратегию преподавания, использовать современные образовательные технологии, направленные на создание творческой атмосферы образовательного процесса. На смену пассивной форме ведения занятий, когда воздействие преподавателя на обучающихся является доминирующим, а связь преподавателя со студентами осуществляется посредством опросов, выполнения самостоятельных и контрольных работ, выполнения тестов, приходит активное обучение, представляющее собой такую организацию и ведение образовательного процесса, которые направлены на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, комплексного использования дидактических и организационно-управленческих средств, широкое использование ими различных средств и методов активизации [1].

В процессе активного обучения учащиеся в большей степени становятся субъектами учебной деятельности, вступают в диалог с преподавателем, активно участвуют в познавательном процессе, выполняя предложенные им задания. Одной из современных форм активного обучения является интерактивное обучение, основанное на организации взаимодействия преподавателя и обучающихся посредством активной обратной связи между ними и организации взаимодействия обучающихся между собой. Неотъемлемой частью современного образовательного процесса, основанного на использовании интерактивных форм обучения, является активное внедрение и использование в обучении компьютерной техники и технологий.

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» – «взаимный», «act» – «действовать»). Таким образом, под «интерактивными методами» можно понимать «методы, позволяющие студентам взаимодействовать между собой» [4].

Использование интерактивных методов обучения наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как предполагает сообучение, то есть коллективное обучение в сотрудничестве, причем и ученики, и преподаватель являются субъектами учебного процесса. Преподаватель здесь чаще выступает в роли организатора процесса обучения, создателя условий для проявления инициативы учащимися. В основе интерактивного обучения лежит собственный опыт учащихся, их прямое взаимодействие с областью осваиваемого профессионального опыта. Кроме того, использование интерактивных образовательных технологий предполагает несколько иную логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от практического опыта к его теоретическому осмыслению.

Ученые, занимающиеся изучением интерактивных технологий в обучении, выделяют следующие, определяющие целесообразность, необходимость и важность использования, эффекты интерактивного обучения [3]:

– интенсификация процесса понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач;

– повышение уровня мотивации и вовлеченности участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям, процесс обучения становится более осмысленным;

– формирование способности мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, пути выхода из нее;

– осуществление переноса способов организации деятельности, получение нового опыта деятельности, ее организации, общения, переживаний;

– прирост знаний, умений, навыков, раскрытие новых возможностей учащихся;

– контроль за уровнем усвоения знаний и умением применять полученные знания, умения и навыки в различных ситуациях и т.д.

Наличие разнообразных форм и видов интерактивных технологий, возможность их использования как в процессе проведения лекционных, так и практических (семинарских) занятий, лишь подтверждает необходимость их использования. Так, интерактивные методы обучения могут быть игровыми (деловая игра, ролевая игра, психологический тренинг и др.) и неигровыми (case-study, групповые дискуссии, мозговой штурм и др.) [4]. Важным является использование в процессе обучения не одного из методов, а их совокупности.

Инновационный характер образовательных технологий, используемых в процессе организации образовательного процесса в высшей школе, становится одним из важнейших инструментов в конкурентной борьбе высших учебных заведений в современных условиях. Внедрение инноваций в образовательную деятельность, в конечном счете, приведет к повышению качества подготовки будущих специалистов и бакалавров. В свою очередь, повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодёжи, её вовлеченности в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности страны, роста благосостояния её граждан.

Инновационный подход в образовании должен включать в себя [5]:

– внутрипредметные инновации – инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания (например, переход на новые учебно-методические комплексы, освоение авторских методических технологий);

– общеметодические инновации – внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области (например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность);

– административные инновации – решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности;

– идеологические инновации – инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознаний необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.

Особенностью инноваций в образовательном процессе можно считать использование новых знаний, приёмов, подходов и технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью. Главной же направленностью инноваций является качественное обновление профессиональной педагогической деятельности.

Внедрение инновационных образовательных технологий в высших учебных заведениях, на наш взгляд, возможно в двух вариантах: приспособление отдельных инновационных технологий к традиционным для вузов формам занятий, а также использование качественно новых форм обучения. Основными препятствиями более глубокой интеграции инновационных технологий в образовательный процесс является отсутствие необходимых навыков инновационной работы у преподавателей вузов и недостаточное материально-техническое обеспечение вузов. Однако их внедрение в образовательный процесс считаем особенно важным и актуальным, так как инновационные технологии направлены, прежде всего, на повышение качества подготовки в высших учебных заведениях путём развития у студентов творческих, креативных способностей и самостоятельности, которую они проявляют в процессе принятия решений, что, в конечном счете, приведет к повышению личностной и профессиональной самооценки будущего специалиста, передаст ему значительную часть культурных и социальных стандартов общества.

Таким образом, использование инноваций в высшей школе сегодня – это прямой путь к интеграции образования, науки и практики (бизнеса). Целью инновационной деятельности высших учебных заведений становится качественное изменение личности учащихся по сравнению с используемой на протяжении многих лет традиционной системой, представляющей собой прямую трансляцию знаний от преподавателя к студенту. Кроме того, инновации должны стать основным инструментом улучшения качества образования в современном вузе.


Библиографическая ссылка

Кумпилова А.Р., Калашникова С.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 12-1. – С. 66-67;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34826 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674