Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. На первый план выходят требования к такой личности – творческой, активной, социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной и профессионально грамотной.
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, – ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Дети, которые пришли в первый класс в 2014 г., будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2070 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только школьным учителям, но и футурологам. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. В связи с этим, безусловно, значительную роль в развитии ребенка играет образование. В настоящее время, когда происходит модернизация образования, особое внимание обращено именно этому институту, как организатора образовательной среды для развития личности. Мировые тенденции развития среднего общего образования характеризуются переходом от традиционной репродуктивной модели школы к развивающей конструктивной модели, ориентированной на результат. Обновилась функция школы: не только обучение и воспитание, но и социализация школьника.
Главная цель 12 –летнего общего образования: создание условий для формирования и развития высокообразованной творческой компетентности личности, способной жить в динамично развивающей среде, готовой к саморазвитию, самовыражению и максимальной самореализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. Научить учиться, научить думать, научить находить новые решения и создать свое собственное будущее – приоритеты 12-летней школы. Определены следующие задачи 12-летнего образования: формирование творчески активной, социально ответственной, конкурентоспособной личности; формирование целостного мировоззрения; воспитание уважения к правам и свободам человека к государственным символам, языку, традициям и культуре народов Казахстана; повышение мотивации учащихся к получению качественного образования; максимальная подготовленность молодежи к профессиональной деятельности в связи с экономическими запросами общества.
«Основное назначение начального общего образования – создание условий для освоения учебной деятельности, формирование основных личностных новообразований учащихся и раскрытие их индивидуальности и способностей к освоению ключевых компетентностей» [1]. Таким образом, школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию.
Понятия – «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе школьном. Это обусловлено изменениями происходящими в обществе. Лебедев О.Е. выделяет некоторые существенные черты компетентностного подхода. Компетенстностый подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организация образовательного процесса и оценки образовательных результатов [2].
Согласно «Государственному общеобязательному стандарту образования Республики Казахстан» ожидаемые результаты образования определены в виде следующих ключевых компетентностей: компетентность разрешения проблем (самоменеджмент), информационная компетентность и коммуникативная компетентность. Переход на 12-летнее образование продиктован передовыми методологическими регулятивами, эффективность которых проверена практикой международного образовательного пространства. Стратегия компетентностного подхода к образованию выступает приоритетной составляющей современной методологической основы педагогической теории и практики.
Библиографическая ссылка
Стукаленко Н.М., Шиманчук С.В. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 12-1. – С. 64-64;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34824 (дата обращения: 03.12.2024).