Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РАБОТА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМИССИЙ – ОСНОВА ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Балабин В.Н. 1 Космодамианский А.С. 1 Киселев В.И. 1
1 ФГБОУ ВПО РФ «Московский государственный университет путей сообщения» (МИИТ)
Встречи ведущих преподавателей ВУЗов под эгидой Учебно-методических комиссий решают актуальные проблемы совершенствования существующих технологий обучения и подготовки молодых специалистов. Основной упор делается на компетентностно-ориентированное обучение, получение конкретных результатов решения профессиональных задач. Для повышения качества обучения студентов предлагается использование современных инфокоммуникационных технологий и компьютерных тренажерных комплексов.
учебно-методическая комиссия
инфокоммунникационные технологии
тренажерные комплексы
1. Эффективное функционирование железнодорожного транспорта на основе информационных технологий / А.С. Мишарин. – Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) РАН, 2007.
2. Балабин В.Н. Эффективное использование тренажеров в обучении локомотивных бригад // Локомотив-инфор», Украина, №8, 2007, с. 24-27.

В России сегодня ощущается огромный недостаток в квалифицированных кадрах. Низкий уровень подготовки кадров в отраслевых технических высших учебных заведениях часто способствует созданию аварийных ситуаций непосредственно на предприятиях, гибели людей, а также нанесению тяжёлого вреда экологии [1].

Результаты работы Учебно-методических комиссий

В мае 2014 г. в Брянске работала учебно-методическая комиссия ведущих транспортных ВУЗов России, стран СНГ и Балтии по тематике преподавания дисциплин направления: «Тяговый подвижной состав». Комиссия совмещалась с научно-технической конференцией, проводимой на Брянском машиностроительном заводе. УМК отметила, что сегодня, при подготовке молодых специалистов, основной упор делается на компетентностно-ориентированное профессиональное обучение, т.е. ориентацию процесса профессиональной подготовки на получение конкретных «живых» результатов решения профессиональных задач. Однако ведущие преподаватели железнодорожных ВУЗов отмечали, что широкое применение самостоятельной работы в учебном процессе в некоторых случаях приводит к отрицательным результатам. Нельзя ставить процесс обучения на бесконтрольный поток, самодеятельность здесь не приветствуется. Но, в целом использование различных видов самостоятельных работ помогает преподавателю повысить уровень знаний студентов, активизировать познавательную деятельность, разнообразить обучение, делать изучение нового материала и закрепление уже изученного ярче и твёрже.

Работа УМК охватывает широкий круг проблем:

– анализ профессорско-преподавательской деятельности специалистов по конкретным специальностям;

– внесение коррективов в учебные программы; отражение в содержании обучения прогнозов развития железнодорожной отрасли, науки и производства;

– совершенствование форм и методов обучения, обеспечивающих активность и развитие студентов;

– обеспечение развития познавательной активности и самостоятельности (форм и методов самостоятельной работы учащихся);

– разработка комплекса задач и заданий для овладения необходимыми умениями, определение их места в содержании обучения;

– индивидуальное и самостоятельное обучения (обучение по индивидуальным учебным планам самостоятельные задания и работы);

– обмен опытом педагогической деятельности, наставничество и кураторство;

– изучение и обобщение передового педагогического опыта преподавателей;

– рассмотрение и рецензирование учебно-методических материалов (обучающих программ, комплексов задач, деловых игр, описаний ситуаций для анализа безопасности движения поездов) и других средств обучения.

– формирование обменного фонда электронной библиотеки для реализации рабочих программ дисциплин цикла;

– внедрение в учебный процесс новых современных технологий, форм и методов обучения, обеспечивающих компетентностный подход в образовательно-воспитательном процессе;

– внедрение практико- ориентированного обучения с учетом требований РЖД к уровню профессиональных компетенций;

– выработка единых требований к оценке знаний и умений студентов, к содержанию работы кабинетов и лабораторий, к оформлению учебно-методической документации и др.

Для работы УМК были приглашены учёные Брянского государственного технического университета Симонов В.А. и Языков В.С., принимавшие участие во 2-м научно-техническом семинаре «Компьютерное моделирование в железнодорожном транспорте: динамика, прочность, износ» (9-10 апреля 2014 г). Ими был представлен доклад: «Методы решения прочностных задач в конструкциях узлов подвижного состава при курсовом проектировании студентов специальности «Подвижной состав железных дорог». Рассмотрены особенности применения программного комплекса для компьютерного моделирования железнодорожных экипажей на различных этапах проектирования и эксплуатации.

Интерес вызвали доклады из Российской открытой академии ж.д. транспорта МИИТа: «Организация сетевой формы обучения студентов специальности «Подвижной состав ж.д»», а также Симонова В.А., Языкова В.С. из Брянского государственного технического университета: «Универсальный механизм при изучении механики движения подвижного состава студентами специальности «Подвижной состав железных дорог»» и др.

Выступления учёных ВУЗов других стран СНГ вызвали настоящую дискуссию. Например, Файзибаев Ш.С. из Ташкентского института инженеров ж.д. транспорта представил доклад: «Совершенствование практической подготовки студентов в система «бакалавр-магистр» в государственной акционерной компании «Узбекистон темир йуллари»». Поделились особенностями преподавания спец дисциплин Скрижендевский В.В. и Френкель С.Я. из Белорусского государственного университета транспорта». Выступавшие и слушатели сошлись на мнении, что важно развивать у студентов умение работать с технической литературой и Интернет-ресурсами, расширять кругозор в области выбранного научно-исследовательского направления. Особую роль в обучении играет институт кураторства. Здесь преподаватель и одновременно научный руководитель выступает в роли консультанта и воспитателя. Считаем, что в процессе обучения в ВУЗе студентам необходимо активнее участвовать в выполнении НИР, выступать с краткими сообщениями и докладами о полученных результатах на учебных занятиях и конференциях, оказывать помощь научным руководителям в разработке научно-методической литературы, макетов, мультимедийных средств. Таким образом, студенческая НИР стимулирует образовательный процесс и в дальнейшем помогает специалистам применять приобретённые навыки в работе.

В процессе работы УМК рассматривались актуальные направления использования мультимедийных и информационных технологий в образовательном процессе. Например, для повышении качества образования в Московском государственном университете путей сообщения (МГУПС-МИИТ) сегодня активно внедряются современные компьютерные и тренажёрные технологии, совершенствуется учебный процесс, осуществляется непрерывный переход от пассивных, главным образом лекционных способов освоения учебного материала, к активным групповым и индивидуальным формам работы. На уровне институтов и кафедр организовывается самостоятельная поисково-исследовательская деятельность студентов старших курсов, что позволит готовить специалистов с выраженной индивидуальностью, готовых к выполнению широкого круга производственных задач в различных условиях.

Чтобы поднять эффективность и результативность обучения, необходимо увеличить число внеаудиторных, самостоятельных занятий, в том числе с обязательным исследовательским направлением. Не секрет, что на лекционную подачу нового материала с последующим семинарским устным опросом непродуктивно тратится слишком много времени. В итоге в сетке не остается времени на самостоятельную работу с электронными учебниками, Интернет-ресурсами и с обычной библиотечной литературой.

Необходимо усиление мотивации обучения студентов, повышение их интереса к учебе, одновременное вовлечение учащихся в научно-исследовательский процесс, выполняемый на кафедрах. Кроме того, студенты углубляют навыки самостоятельной работы на компьютере, повышают способность к компьютерному моделированию, активно осваивают отечественные и зарубежные технические форумы.

В настоящее время, с развитием информационных технологий в учебном процессе дистанция между преподавателем и студентами постепенно перестает влиять на качество процесса обучения, что приводит к сближению очной, заочной и дистанционной форм обучения.

Сегодня в процессе обучения используют такие пакеты и онлайн-сервисы, как MS Power Point, AutoCAD, MathCAD и Компас 3D, а также Pinnacle Studio, Corel Presentation PowerPoint Adobe Flash, ФотоШОУ, Prezi, SlideRocket и другие. Все они оказывают помощь в составлении и усвоении нового материала. Однако, основным продуктом является MS Power Point , так как он считается наиболее доступным, удобным и распространённым.

Современный персональный компьютер по своим возможностям можно назвать уникальной образовательной системой, который в сочетании с педагогическими, инфокоммуникационными технологиями, находит активное применение в обучении. Это позволяет осуществлять самоконтроль учебной деятельности, снизить непроизводительные затраты времени на трудоёмкие вычисления; визуализировать учебную информацию; моделировать явления и процессы, проводить имитационные лабораторные работы, или экспериментировать с опасными процессами. При этом использование компьютеров формирует умение принимать оптимальные решения в различных ситуациях.

В течение нескольких лет на УМК рассматривались проблемы использования тренажёрных технических средств, позволяющих получить необходимые навыки в управлении сложными машинами Тренажёрные технологии применяют сегодня многие железнодорожные ВУЗы РФ и стран СНГ.

Например, одновременно по отдельным дисциплинам целесообразно объединить в МИИТе тренажёрные комплексы кафедры «Локомотивы» с Центром мультимодальных транспортных систем, конкретно с учебно-демонстрационным макетом «Единая транспортная система» (рис.1). Объединить тех, кто организует перевозки с теми, кто непосредственно перевозит!

Цель – показать взаимодействие отдельных структур ж.д. транспорта между собой (организация грузового и пассажирского движения). При этом можно моделировать непосредственно работу локомотивной и эксплуатационной служб, составление и следование графику движение поездов и др.

Многие аудитории МИИТа оборудованы уникальным мультимедийным оборудованием. Например, видеостена, где на экран которой одновременно можно вывести до 15 видеосигналов (6 от рабочих станций и 9 от видеокамер). Во всех этих аудиториях можно проводить лекции, видео- и обычные конференции, семинары, доклады, презентации, учебно-тренировочные занятия по отработке навыков профессиональной работы. В результате будет обеспечено повышение качества образовательного процесса на основе применения междисциплинарного подхода и интеграции научной, образовательной и учебно-методической деятельности с учетом требований работодателей, и внедрения в образовательный процесс компьютерно-информационных технологий.

balabin1.tif

Рис. 1

Для обучения рациональным способам вождения поездов, а также безошибочным действиям в нестандартных и аварийных условиях на кафедре «Локомотивы» МИИТа активно применяют два современных тренажера машиниста (рис. 2) [2].

Данные тренажёры имитирует реальную исполнительскую деятельность студентов-машинистов при вождении поездов. Особенно ценно применение тренажёров при изучении новых материалов, связанных с безопасностью движения и в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития процессов. Использование пакетов задач целесообразно при закреплении новой темы и проверки полученных знаний, при визуальном индивидуальном контроле результатов обучения.

balabin2.tif

Рис. 2

Применение тренажеров обладает следующими преимуществами:

• способствует лучшей ориентировке учащихся при переходе от изучения теории на занятиях по специальным предметам к овладению практическими действиями, активизирует процесс обучения;

• создает возможность приблизить учащихся к производственной обстановке, в то же время, исключая опасность аварий, поломок оборудования;

• позволяет задавать учащимся, повторять и варьировать нужные режимы работы оборудования и производственные ситуации в любой момент, что зачастую в производственных условиях невозможно;

• позволяет многократно моделировать и прогнозировать помехи и неисправности до полного их устранения;

• моделирует (имитирует) сложные условия работы, вплоть до аварийных ситуаций, с которыми учащиеся при работе на действующем оборудовании ознакомиться не могут;

• развивает у учащихся приемы самоконтроля – решающего фактора формирования многих умений и навыков, особенно при оснащении тренажеров специальными средствами и устройствами обратной связи.

В процессе проведения УМК была организована экскурсия на Брянский машиностроительный завод – ведущее предприятие России по созданию новых серий тепловозов. Продемонстрированы новые цеха завода, в которых создаются новые локомотивы. Члены УМК подробно ознакомились с новым двухсекционным магистральным грузовым тепловозом 2ТЭ25АМ и первым российским гибридным маневровым тепловозом ТЭМ35.

На рис. 3 представлены момент заседания УМК в Брянске и общее фото на фоне новейшего локомотива 2ТЭ25АМ.

balabin3.tif

Рис. 3

Выводы

Подводя итог, отметим, что встречи преподавателей ВУЗов под эгидой Учебно-методических комиссий системы высшего и среднего технического образования решают актуальные проблемы развития существующих технологий обучения и управления. Вместе с тем необходимо отметить, что УМК привносят в известные методы обучения специфический момент за счет обмена опытом по научно-исследовательским, информационно-поисковым и аналитическим методам работы.

Учитывая постоянный спрос на профессии инженеров путей сообщения локомотивного хозяйства, считаем необходимым продолжать работу УМК по локомотивам (тепловозам) в новых условиях появления специальности 657600 Подвижной состав железных дорог.


Библиографическая ссылка

Балабин В.Н., Космодамианский А.С., Киселев В.И. РАБОТА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМИССИЙ – ОСНОВА ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 12-1. – С. 16-20;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34801 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674