Системного мышление у студентов экономических специальностей играет важную роль при формировании его как профессиональных навыков.
Прежде чем начать рассматривать основные аспекты по данной теме, обозначим ее актуальность и пользу для молодых специалистов экономической профессиональной области.
Итак, «экономист должен иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик, понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе» [2].
В то же время, «системное мышление – взгляд на ситуацию, когда при решении учитываются все актуальные влияющие на нее факторы: прошлое и будущее, окружение, задачи близкие и дальние» [9].
Таким образом, очевидно явное переплетение обоих вышеперечисленных понятий и их взаимосвязь. Отсюда делаем вывод: формирование системного мышления у студентов экономических специальностей играет важную роль при формировании его как профессионала в целом. Системное мышление или его основы, будут влиять на качество производимой им аналитической работы, а также процесс выработки практических бизнес-решений, в условиях постоянно меняющихся экономических, политических реалий современного мира.
Различают уровни компетенции и мастерства системного мышления:
– 0-уровень «некомпетентности» – человек не склонен к анализу, не выделяет главного, действует по наитию, принимает необдуманные поступки;
– 1-уровень «начальный уровень» – способен видеть факторы, влияющие на ситуацию, структурирует информацию на основе значимых, не противоречащих друг другу критериев, видит причинно-следственные связи и закономерности в знакомой области;
– 2-уровень «опыта» – анализируя информацию, отделяет главное от второстепенного, видит причинно-следственные связи и закономерности в любых вопросах, выходящих за рамки интересов и компетентности. Видит барьеры на пути достижения поставленных целей и способы их преодоления, мыслит вариативно;
– 3-уровень «мастерства» – эффективно достраивает целостную картину ситуации, даже в условиях недостатка информации, делает верные выводы на основании неполных и/или противоречивых данных [8].
По нашему мнению, в период обучения в ВУЗе, студент должен достигнуть как минимум первого, начального уровня компетентности в области системного мышления, что позволит ему соответствовать требованиям к его профессиональной компетентности. Для этого, курс практических заданий, разрабатываемый преподавателем, должен быть основан не только с учетом существующих государственных и внутри-вузовских стандартов, но и с использованием простейших методик формирования системного мышления у студента. К таким методикам можно отнести: «расширение ментальных карт и ментальных моделей; наблюдение за успешными системами; разрушение стереотипов; развитие способов измерения обратной связи; расширение круга интересов; создание ситуаций неопределенности; решение творческих задач» [8].
Для соблюдения логики применения таких методик необходимо выстроить своеобразную цепочку, которая будет двигаться от простого к сложному. Таким образом, она может иметь следующий вид:
1. Обработка массива информации (выборка необходимых, для последующего анализа, экономических показателей из финансовой отчетности);
2. Проведение анализа экономических показателей, с применением формул;
3. Выработка выводов с представлением причинно-следственных связей тех или иных явлений;
4. Выработка решений и рекомендаций по результатам полученных выводов.
Такую цепочку можно применить в виде так называемых «сквозных задач», выполнение которых может длиться в течение всего курса, либо, методом «мозгового штурма», при котором, выполнение тех же задач происходит в режиме ограниченного времени, с разделением на группы.
Ожидается, что у студента появится навык обработки больших объемов информации, ее анализа и нахождения причинно-следственных связей, выработка простейших решений по изученной проблеме, таким образом, у него сформируется начальный уровень системного мышления.
Библиографическая ссылка
Головинова Д.А. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 11. – С. 55-56;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34776 (дата обращения: 21.11.2024).