Стратегия вуза – инструмент реализации государственной политики в области образования. Эффективность стратегии и конкурентоспособность вуза определяется вместе с другими внешними и внутренними влияющими на деятельность вуза факторами степенью соответствия стратегии положениям и заданным политикой направлениям развития в сфере образования. Исходя из этого, механизм формирования стратегии вуза может быть представлен как процесс трансформации и конкретизации применительно к особенностям вуза положений государственной политики в области образования с учетом внешнего и внутреннего контекстов вуза и прогнозирования вероятности проявления различных видов рисков при реализации стратегии (рисунок).
В представленной на рисунке. последовательности процессов формирования стратегии конкретизация государственной политики в области образования применительно к деятельности вуза в современных условиях приводит к включению в стратегию вуза и формулированию задач с целью их реализации таких направлений деятельности, как [1–2]:
– формирование в вузе системы непрерывного образования … на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности;
– обеспечение инновационного характера базового образования на основе...взаимосвязи академических знаний и практических умений;
– создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
– формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей…
Объединяющей эти стратегические направления целью является «…подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности…».
Связанное с менеджментом рисков понятия «контекст» подразумевает анализ и учет внутренней и внешней среды вуза, параметров, элементов, различных условий и факторов [3].
Внешний контекст вуза включает культурную, социальную, политическую, правовую, регулятивную, финансовую, технологическую, экономическую, природную и конкурентную среду, а также международную, национальную, региональную или локальную обстановку, ключевые движущие силы и тренды, влияющие на цели вуза, отношения с внешними заинтересованными сторонами, учредителем, предприятиями-партнерами и работодателями, их восприятие и удовлетворенность.
Внутренний контекст вуза – это его миссия, система менеджмента, организационная структура, распределение функций, ответственности, полномочий и ресурсов, политика, цели, задачи для достижения целей, возможности, сотрудники и обучающиеся, оценка внутренних заинтересованных сторон, информационные системы и информационные потоки, процессы принятия решений, внутривузовская культура, нормативно-методическое обеспечение деятельности, система менеджмента качества и ряд других факторов.
Процессный подход к формированию стратегии вуза
PEST-анализ – инструмент разработки и актуализации стратегии вуза
При разработке стратегии вуза представляется целесообразным в качестве метода анализа и учета внешнего контекста выбрать PEST-анализ, а внутреннего – SWOT-анализ [4]. PEST-анализ как процесс идентификации, классификации и сопоставления политических (П), экономических (Э), социальных (S) и технологических факторов – оптимальный инструмент для оценки внешней среды вуза, самооценки и определения своего положения в структуре системы образования, в среде однопрофильных вузов в регионе, в стране, а также для формулирования своей миссии, видения перспектив и направлений развития. Как аналитический инструмент PEST-анализ содержит в себе возможность сформировать объективное представление о реальном состоянии вуза в настоящее время и оценить перспективы его развития и направления для улучшения в свете внешнего окружения и наиболее важных влияющих факторов.
В настоящей работе представлены результаты PEST-анализа при разработке стратегии технического университета (таблица).
Параметры внешнего контекста, влияющие на формирование стратегии вуза
№ п/п |
Факторы внешней среды |
Анализируемые составляющие стратегии вуза, зависимые от факторов внешней среды |
1 |
2 |
3 |
1. Политические факторы |
||
1.1 |
Действующее законодательство в области образования, государственная политика в области образования |
Миссия, политика, организационная структура, цели, задачи, сроки выполнения, организации-ключевые партнеры, целевая группа предприятий-потребителей результатов деятельности вуза, включая выпускников, научно-техническую продукцию… |
1.2 |
Ожидаемые (прогнозируемые) изменения законодательства в области образования |
Миссия, политика, цели, задачи, сроки выполнения, организации-ключевые партнеры, целевая группа предприятий-потребителей результатов деятельности вуза, включая выпускников, научно-техническую продукции, источники финансирования, софинансирования, участие в международной деятельности, изменение состава и содержания реализуемых образовательных программ, целевая группа абитуриентов. |
1.3 |
Взаимосвязь Российского и международного (Европейского) законодательства в области образования |
Области совместной деятельности с иностранными образовательными учреждениями, виды и механизмы взаимодействия с международными организациями в области образования, методы и средства оценки качества образования, сертификация систем менеджмента качества, профессионально-общественная аккредитация образовательных программ… |
1.4 |
Регулирующие органы и нормы |
Образовательные технологии, образовательные стандарты, «технологии» реализации образовательного процесса, учебные планы, программы, методы и средства оценивания результативности и эффективности деятельности вуза… |
1.5 |
Внешняя политика, изменение, тенденции |
Области совместной деятельности с иностранными образовательными учреждениями, участие в рейтинговой оценки деятельности вуза, виды и механизмы взаимодействия с международными организациями в области образования, сертификация и взаимное признание систем менеджмента качества, профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, обмен студентами, стажировки, совместные проекты в сфере образования и научных исследований, направления подготовки выпускников, предприятия-ключевые партнеры и работодатели выпускников, состав и содержание образовательных программ… |
1.6 |
Внутренняя политика государства, изменение, тенденции |
Миссия, политика, цели, задачи, сроки выполнения, организации-ключевые партнеры, целевая группа предприятий-потребителей результатов деятельности вуза, включая выпускников, научно-техническую продукцию… |
1.7 |
Государственное регулирование, поддержка, управление конкурентной средой в образовании и производстве |
Миссия, видение, политика, ключевые целевые показатели, направления и объем научных исследований, направления подготовки выпускников, сроки, методы и средства реализации |
1.8 |
Кадровая политика в сфере образования |
Требования к профессорско-преподавательскому составу, качественный и количественный состав обучающихся и выпускников, вутривузовская корпоративная/академическая культура… |
1.9 |
Кадровая политика в отраслях экономики (предприятий работодателей) |
Направления подготовки выпускников и научных исследований… |
1.10 |
Демографическая обстановка |
Методы и средства довузовской подготовки абитуриентов, направления подготовки выпускников, целевые ориентиры, связь с предприятиями-работодателями выпускников, финансирование, методы и средства обеспечения привлекательности вуза, его репутации, имиджа… |
1.11 |
Методы управления вузом со стороны учредителя и государства |
Миссия, политика, организационная структура, цели, задачи, показатели результативности/эффективнрости, сроки выполнения, организации-ключевые партнеры, целевая группа предприятий-потребителей результатов деятельности вуза, включая выпускников, научно-техническую продукцию, лицензионные требования, аккредитационные показатели… |
1.12 |
Финансирование, гранты, НИР Минобрнауки и других ведомств |
Направления и цели научных исследований |
1.13 |
Потребности рынка труда |
Направления подготовки, контрольные цифры приема (количество выпускаемых специалистов и их распределение по направлениям подготовки), предприятия-работодатели, ключевые партнеры, методы и средства мониторинга рынка труда, оценка удовлетворенности потребителей, система дополнительного профессионального образования, программы повышения квалификации… |
1.14 |
Международное признание, (аккредитация образовательных программ, академическая мобильность, сертификация квалификаций и др.) |
Организационная структура вуза, система менеджмента качества, профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, институциональная аккредитация, система сертификации профессиональных квалификаций… |
1.15 |
Проблемы экологии |
Организационная структура вуза, состав и содержание направлений подготовки, реализация и развитие направления подготовки выпускников по экологическому менеджменту |
1.16 |
Вопросы безопасности |
Организационная структура вуза, состав и содержание направлений подготовки, реализация и развитие подготовки выпускников по направлениям обеспечения безопасности в различных отраслях … |
1.17 |
Другие факторы влияния государства на сферу образования |
Приоритетные направления развития вуза, место в рейтингах, ключевые партнеры, работодатели, конкурентоспособность вуза и выпускников, состояние устойчивого развития, привлекательность вуза, влияние вуза на общество |
2. Экономические условия |
||
2.1 |
Состояние экономики отрасли, непосредственно связанной с профилем деятельности вуза и тенденции ее изменения |
Экономическая политика вуза, востребованность выпускников, конкурентоспособность выпускников на рынке труда, привлекательность вуза и направлений подготовки, зарплата сотрудников … |
2.2 |
Средний уровень зарплаты в регионе |
Зарплата сотрудников, состав предриятий-ключевых партнеров, конкурентоспособность выпускников на рынке труда, привлекательность вуза и направлений подготовки… |
2.3 |
Уровень инфляции |
Зарплата сотрудников, экономическая политика вуза… |
2.4 |
Инвестиционный климат в сфере образования |
Экономическая политика вуза, ключевые партнеры в образовании и научных исследованиях, конкурентоспособность выпускников на рынке труда, актуализация учебно-научного потенциала вуза, привлекательность вуза и направлений подготовки, зарплата сотрудников … |
2.5 |
Иностранные экономические системы-аналоги в области образования и тенденции их развития |
Экономическая политика вуза, ключевые партнеры в образовании и научных исследованиях, кадровая политика, менеджмент персонала, довузовская работа с абитуриентами, политика вуза в области международной деятельности... |
2.6 |
Состояние системы налогообложения |
Научно-исследовательская деятельность и инновационная политика вуза, развитие инфраструктуры… |
2.7 |
Сезонные факторы |
Состав и содержание методов и средств реализации стратегии, политики, целей и задач … |
2.8 |
Востребованность результатов научно-исследовательской деятельности вуза |
Политика вуза в области научных исследований и разработок, ключевые партнеры, инновационная политика… |
2.9 |
Потребность в выпускниках вуза и тенденции изменения |
Состав и содержание направлений подготовки выпускников, численный состав принимаемых на обучение абитуриентов по бюджетной и внебюджетной форме оплаты, целевому набору, конкурентоспособность выпускников… |
2.10 |
Специфические особенности образовательной деятельности вуза |
Состав предприятий-ключевых партнеров, работодателей, требования к абитуриентам, организация учебного процесса, научных исследований… |
2.11 |
Специфические особенности научно-исследовательской деятельности вуза |
Оборудование и инфраструктура научно-исследовательской деятельности, кадровый потенциал, заказчики и соисполнители научных исследований, публикации, конференции, обмен опытом, стажировки, защита интеллектуальной собственности, инновационная деятельность… |
2.12 |
Затраты вуза (закупки, энергопотребление, транспорт, питание, медицинское обслуживание, содержание и обслуживание научно-учебного оборудования, средства связи и др.) |
Экономическая политика вуза, бюджетирование, инфраструктура, кадровая политика вуза, управление закупками, информационные технологии… |
3. Социокультурные факторы |
||
3.1 |
Демографические факторы |
Численный состав принимаемых на обучение абитуриентов по бюджетной и внебюджетной форме оплаты, целевому набору, довузовская работа с абитуриентами, рекамная деятельность, конкурентоспособность выпускников, формирование имиджа вуза… |
3.2 |
Законодательство, определяющее социальные факторы |
Конкурентоспособность вуза и выпускников, кадровая политика, политика в области социальной ответственности и социальной безопасности… |
3.3 |
Миграционная политика |
Довузовская подготовка абитуриентов, воспитательной работы с обучающимися, кадровая политика… |
3.4 |
Базовые ценности общества |
Внутривузовская корпоративная культура, кадровая политика, политика воспитательной работы с обучающимися, социальный состав абитуриентов… |
3.5 |
Тенденции образа жизни, качества жизни |
Менеджмент социальной ответственности и социальной безопасности, устойчивое развитие вуза… |
3.6 |
Модели поведения абитуриентов |
Внутривузовская корпоративная культура, кадровая политика, политика воспитательной работы с обучающимися, социальный состав абитуриентов, психологическая поддержка обучающихся… |
3.7 |
Модели поведения сотрудников вуза |
Внутривузовская корпоративная культура, кадровая политика, менеджмент персонала, Менеджмент социальной ответственности и социальной безопасности… |
3.8 |
Модели поведения в обществе |
Внутривузовская корпоративная культура, кадровая политика, менеджмент персонала, менеджмент социальной ответственности и социальной безопасности, воспитательная работа с обучающимися, структура и содержание образовательных программ… |
3.9 |
Основополагающие события и факторы влияния в стране и мире |
Система управления изменениями, менеджмент рисков, методы и средства оперативного реагирования… |
3.10 |
Мнения и отношение потребителей/работодателей |
Система оценки удовлетворенности работодателей и потребителей научно-технической продукции… |
3.11 |
Потребности рынка труда, предприятий-работодателей |
Структура и численный состав обучающихся по направлениям подготовки, направления научных исследований и разработок… |
3.12 |
Представления СМИ |
Имидж, репутация, привлекательность вуза… |
3.13 |
Этнические, культурные, религиозные факторы |
Внутривузовская корпоративная культура, кадровая политика, воспитательная работа с обучающимися… |
3.14 |
Реклама и связи с общественностью |
Миссия, политика, цели, задачи вуза, имидж вуза, направления уставной деятельности вуза… |
4. Технологии (методы и средства достижения целей) |
||
4.1 |
Развитие образовательных технологий в России и в мире |
Применяемые в учебно-воспитательном процессе образовательные технологии |
4.2 |
Финансирование образования в вузе |
Структура и содержание системы финансирования учебно-воспитательного процесса в вузе… |
4.3 |
Финансирование научных исследований и разработок |
Структура и содержание системы финансирования научных исследований и разработок в вузе… |
4.4 |
Состояние и тенденции развитие методов обучения, формирования компетенций |
Методы обучения и формирования компетенций выпускников в вузе… |
4.5 |
Альтернативные образовательные технологии |
Применяемые в настоящее время в вузе образовательные технологии и целесообразность внедрения альтернативных образовательных технологий… |
4.6 |
Численный состав абитуриентов для обучения по государственному бюджету (контрольные цифры приема) |
Система зачисления абитуриентов для обучения, организация деятельности приемной комиссии… |
4.7 |
Востребованность абитуриентами основных образовательных программ |
Система профориентации, рекламная деятельность, довузовская подготовка абитуриентов, связь с работодателями… |
4.8 |
Состояние и тенденции развития информационных технологий в образовании и научных исследованиях |
Применяемые в вузе информационные технологии в образовании и научных исследованиях |
4.9 |
Состояние и тенденции изменения связей вуза с предприятиями-партнерами и работодателями выпускников |
Современное состояние системы взаимодействия вуза с предприятиями-партнерами и работодателями выпускников… |
4.10 |
Требования к нормативно-методическому обеспечению образовательного процесса |
Современное состояние нормативно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе… |
4.11 |
Требования к нормативно-методическому обеспечению научных исследований |
Современное состояние нормативно-методического обеспечения научных исследований в вузе… |
4.12 |
Требования к инновационной деятельности в вузе потенциал |
Инновационный потенциал вуза… |
4.13 |
Требования к деятельности по созданию и защите интеллектуальной собственности |
Состояние работ в вузе по созданию и защите интеллектуальной собственности |
4.14 |
Требования к внутривузовской системе обеспечения и гарантии качества образовательной и научно-исследовательской деятельности |
Состояние внутривузовской системы обеспечения и гарантии качества образовательной и научно-исследовательской деятельности |
Заключение
Представленная в таблице взаимосвязь факторов внешнего контекста с компонентами стратегии вуза типична для вузов различных категорий и поэтому может быть рекомендована в качестве алгоритма первого этапа процесса разработке стратегии вуза, по схеме, показанной на рисунке. Результаты анализа – выходы первого из этапов процесса формирования стратегии, следующие из которых – SWOT-анализ факторов внутренней среды, менеджмент рисков, управление изменениями… Последующая разработка стратегии вуза предполагает установление характера влияния факторов внешнего контекста на структуру и содержание элементов стратегии вуза как причинно-следственная связь по схеме: «Факторы внешней среды – направления и тенденции изменения элементов стратегии – элементы стратегии – объекты влияния факторов – характер воздействия и возможные изменения».
Библиографическая ссылка
Сидорин А.В., Сидорин В.В. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ВУЗА НА ОСНОВЕ PEST-АНАЛИЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 11. – С. 31-37;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34769 (дата обращения: 21.11.2024).