Эффект педагогического процесса резко падает если нет системности в освещении тем и разделов программы не только внутри конкретного предмета, но и в межпредметных связях. Мало определить психологический тип обучаемого, надо осуществить интеллектуальную нагрузку в таком режиме, чтобы проявилась логичность, четкость и стройность предлагаемых программой обучения вопросов, их системность. Системность же в свою очередь проявляется только в том случае, когда существует выраженная корреляция между уровнями преподавания, контроля и требованиями практики, для которой, собственно говоря, и ведется обучение. Средняя школа изначально не ставила и не ставит до сих пор задачу практического преломления полученных школьником знаний, походя к процессу обучения с репродуктивных позиций, но что касается лицея, колледжа, вуза, то здесь на первый план выходят требования прикладного, продуктивного использования знаний и умений. Все эти требования удачно объединяются и сочетаются при матричном планировании учебного процесса. Матрица предпочтений (таблица с равным количеством строк и столбцов) позволяет, исходя из нашего личного опыта, априори точно распределить последовательность изучаемых вопросов не только на конкретном занятии, но и во всем цикле преподавания, последовательно увязав их смысловую канву в единую, целостную картину. Алгоритм дисциплины (или цикла дисциплин) получается четким и недвусмысленным. Самое же главное в матричном планировании учебного процесса то, что оно позволяет создать канву не только взаимоувязанных конкретных вопросов предмета изучения, но – и межпредметных связей внутри учебного заведения. В матрице мы легко получаем (и моделируем!) сравнительный уровень контроля знаний студента (особенно студента-выпускника!) в вузе и на практике. И, главное, уровень востребованности их на практике. Матрица создает целостную картину входа в образовательный процесс и выхода из него с максимальной пользой и для обучаемого в учебном заведении, и для тех, кто обучает, повышая мотивацию к творчеству у обеих сторон.
Библиографическая ссылка
Жижин К.С., Занина М.Я. МАТРИЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 6. – С. 70-71;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34670 (дата обращения: 21.11.2024).