Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ON-LINE ЛЕКЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ АЛМАТИНСКОЙ АКАДЕМИИ ЭКОНОМИКИ И СТАТИСТИКИ)

Байсалбаева К.Н. 1, 1 Шекербекова Ш.Т. 2
1 Алматинская академия экономики и статистики
2 Казахский Национальный педагогический университет им. Абая
1. Байсалбаева К.Н., Сегизбаева Р.У. Современные программные средства по проведению дистанционной формы обучения: Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в технических и социально-экономических системах» – Минск, БНТУ, 2013.
2. http://www.aesa.kz.
3. http://www.prometeus.ru.
4. http://www.habrahabr.ru.
5. Павловская Т.А. С #. Язык программирования на платформе .NET: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010. – 432 с.

Современный учебный процесс невозможно представить без использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Все более популярной становится Интернет-ориентированная модель образования, которая представляет собой совокупность средств трансляции больших объемов учебной информации, методов интерактивного взаимодействия преподавателей и студентов в глобальной сети, компьютерного контроля и форм методической поддержки самостоятельной работы студентов. Развивается электронное дистанционное обучение, основанное на самостоятельной работе студентов при поддержке преподавателя (тьютора). Участие преподавателя в учебном процессе предполагает разработку сетевого курса, осуществление виртуального контроля учебной деятельности, проведение занятий в online-режиме.

Дистанционное обучение предлагает несколько различных технологий, которые могут быть использованы при проведении обучения.

Базовой технологией дистанционного обучения является технология, построенная на использовании Интернет-технологии. В рамках дистанционного обучения нашли применение все средства, которые предлагает пользователям Интернет [1].

17 июля 2004 года Алматинская Академия Экономики и Статистики (ААЭС) в которой обучают студентов со всех регионов Казахстана, на заседании Ученого Совета приняла решение о проведении комплексной программы внедрения дистанционного обучения в учебный процесс академии. ААЭС имеет 10 представительств с центрами дистанционных образовательных технологий в крупных городах Казахстана: Астана, Актобе, Караганда, Кокшетау, Костанай, Павлодар, Тараз, Усть-Каменогорск, Шымкент, Степногорск [2].

В ААЭС для дистанционного обучения студентов применяются система дистанционного обучения «Прометей» и информационно-коммуникационная технология Adobe Connect.

Система дистанционного обучения (СДО) «Прометей» позволяет построить в Интернете виртуальный университет и проводить дистанционное обучение тысяч слушателей. СДО «Прометей» эффективно используется в различных проектах государственных и корпоративных структур, ведущими учебными заведениями России, Украины, Казахстана, Беларуси и других стран СНГ. Модуль «Учебный портал» позволяет использовать СДО «Прометей» в качестве комплексной системы управления обучением и контентом. Благодаря функциям ведения лент новостей и редактирования информационных блоков, этим порталом может управлять рядовой пользователь компьютера. СДО «Прометей» в ААЭС применяется для контроля знаний студентов и для передачи учебных материалов студентам [3].

Adobe Connect – это специализированное ПО на базе технологии Adobe Flash, разработанное для дистанционного обучения, проведения интерактивных конференций, совещаний, он-лайн поддержки клиентов, обмена информацией и других не менее полезных функций [4].

С помощью ПО Adobe Connect проводятся видеоконференции, видео-лекции и аудио-лекции. Чтобы процесс обучения был современным и более эффективным, в него интегрирован модуль Meeting. Также удобством этой программы является возможность перехода с чтения лекции с презентациями на демонстрацию пакетов прикладных программ, для чтения лекции в on-line режиме. Единственным требованием этого перехода является заранее, до загрузки Adobe Connect, открыть нужную программу.

При дистанционном обучении традиционные лекции невозможны из-за удаленности преподавателей и студентов, распределенного характера учебных групп и т.д. Между тем главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом – остается актуальным и для дистанционного учебного процесса. Отсюда возникает необходимость в обеспечении дистанционного обучения лекционными занятиями. При этом необходимо специально позаботиться о том, чтобы максимально сохранить основные черты традиционной лекции: эмоциональное воздействие лектора на слушателей; систематический контакт сознания, чувства, воли, интуиции, убежденности педагога с внутренним миром слушателя (передача личностного неявного знания).

Таким образом, перед преподавателями академии появилась задача подготовки on-line лекций.

При подготовке on-line лекции, например для дисциплины «Программирование на С++/C#», для всего учебного материала готовится презентация на MS PowerPoint.

Первый вопрос лекции, подготовленные презентации читается преподавателем в виде видеолекции с синхронной демонстрацией слайдов на головном компьютере, в которых принимают участие студенты головного вуза и студенты филиала. Второй вопрос лекции, «Пример простой программы на C#» читается в режиме on-line в виде видео-лекции. Для этого надо перейти заранее открытое окно программного приложения Microsoft Visual Studio. Преподаватель сначала должен рассказать о среде, показывая на окно программы. Преподаватель должен говорить четко и понятно, рассказать алгоритм создания и отладки первой программы на С#. Поэтому вся информация, которую будет рассказывать преподаватель, должна быть отпечатана на бумаге и находится перед ним.

Первое действие: открыть программу.

Второе действие: рассказывать о среде C#.

Третье действие: говорить и одновременно показывать Создание консольного приложе-
ния C#.


Библиографическая ссылка

Байсалбаева К.Н., Шекербекова Ш.Т., Байсалбаева К.Н. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ON-LINE ЛЕКЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ АЛМАТИНСКОЙ АКАДЕМИИ ЭКОНОМИКИ И СТАТИСТИКИ) // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 6. – С. 34-35;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34646 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674