Восстание казахского народа в Букеевском ханстве в 1836-1838 гг. было направлено против феодальной эксплуатации и колониального гнета Русского царизма. Это было прогрессивное крестьянское восстание, основной движущей силой которого являлось угнетенное казахское крестьянство. Восстание возглавили Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов.
Исатай Тайманов родился в 1791 году. В 1812 году он стал старшиной одного из отделений рода-берш. Неоднократные и настойчивые протесты Исатая против насилия над крестьянами, находившимся под его управлением, вызывали недовольство хана Букеевской орды Джангир Букеева и его окружения.Враги Исатая несколько раз обвиняли его в уголовных преступлениях, и несмотря на их необоснованность, он дважды был арестован (в 1817 г. и в 1823 г.). В 1835 г. Исатай резко выступил против ханского ставленника Караул-Ходжи Бабаджанова, требуя удаления его с занимаемого поста за лихоимство, незаконные поборы и произвол. «Народ желает владеть своей собственностью, – писал Исатай хану, – а не другой кто, и никто не имел бы права налагать поборы. А если мы не получим на сие ответа..., то будем думать, что нет над нами никакого начальника. Тогда лучше будет старшинам оставить их жилище, а бедному народу нашему бросить свое имущество и скот и потом удалиться».
В ответ хан Джангир прислал Исатаю письмо, в котором упрекал его в подстрекательстве народа к неповиновению и требовал прибыть в ставку для объяснений. Никаких мер к тому, чтобы ограничить произвол Караул-Ходжи Бабажанова хан не предпринял. Исатай Тайманов продолжил борьбу.
В феврале 1836 года Исатай Тайманов встал на путь открытого сопротивления распоряжениям хана. С этого и начинается крестьянское восстание. Одна из особенностей крестьянских движений в Казахстане заключалась в том, что борясь против «своих» феодалов, ханов, султанов и баев, народные массы вместе с тем боролись против Русского царизма, которому служила казахская феодальная верхушка, тесно связанная с царским колониальным аппаратом. Вступая против ханов и султанов, крестьяне угрожали разрушить систему колониального управления краем, созданную царским правительством путем включения в нее местной феодальной верхушки. Поэтому в ходе восстания против народных масс выступили не только местные феодалы, но и вооруженные силы царизма.
Таким образом, антифеодальное крестьянское восстание 1836-1838 г.г. в Букеевском ханстве являлось в то же время восстанием антифеодальным и антиколониальным. Возглавив крестьянское восстание, Исатай Тайманов в схватке с карательным отрядом героически погиб на берегу реки Акбулак в 12 июля 1838 года. Изучая историю восстания Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова ученые выделили два его этапа: восстание на территории Букеевского ханства (1836 года до 13 декабря 1837 года) и массовое антиколонияльная борьба казахского народа на территории Западного региона Казахстана после переправы Исатая Тайманова реку Урал на ночь 12-13 декабря 1837 года и до гибели Исатая 12 июля 1838 года.
Крупный вклад в изучение историю восстания Исатая Тайманова внес Никита Федорович Савичев (1821-1886 г.г.). Офицер Уральского казачьего войска Н.Ф.Савичаев работал архивариусом, собирал практические материалы, и в 1876-1877 годах на страницах газеты «Уральские войсковые ведомости» написал обширную статью «Исатай Тайманов – старшина Внутренней Орды» и «О неповиновении начальству двух киргизов Внутренней Орды». Это была первая попытка в дореволюционной русской историографии правильно объяснить сущность национально-освободительного восстания казахских шаруа. Пламенным певцом восстания, сподвижником предводителя восстания Исатая Тайманова был поэт Махамбет Утемисов (1803-1846), произведения которого и поныне пользуются большой популярностью. Махамбет привлекал к себе людей своим личным мужеством и отвагой, преданностью интересам простого народа, своей последовательностью в защите их интересов и своим незаурядным поэтическим талантом. Одной из особенностей творчества Махамбета является изображение человеческого характера Исатая Тайманова. После гибели друга, Махамбет стал сравнивать его с эталонами мужественности в природе, с грозными птицами и зверями, являющимися символами благородства.
Неистовый мой, подобно кулану,
Как архар с грозными рогами!..
Львом-то был ведь Исатай…
Народные батыры Исатай-Махамбет и великий кобзарь Шевченко. Как соотносятся их имена? Пролить свет на это пытаются многие ученые и писатели. И наряду с другими в своей книге видный казахстанский ученый филолог Т. Бейсов высказывает мысль, что Шевченко знал историю крестьянского восстания под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова [1]. Это мысль развивалась и в книгах К. Кереева – Канифиева «Дореволюционная русская печать о Казахстане» [4], Р.К. Койшибаева «Казахско-украинские литературные связи» [6]. После монографических исследований Л.Н. Большакова «По следам оренбургской зимы», «Отыскал я книгу славную», «Все он изведал... Тарас Шевченко. Поиски и находки» [3] мы уже убеждены, что Т.Г. Шевченко был знаком с подробностями восстаний казахского народа 1836-1838 годов. Поводом этих исследований являлась версия писателя Абдилды Тажибаева, высказанная в докладе на юбилейном Шевченковском пленуме Союза писателей СССР (1939): «Хотя у нас не осталось документа о том, что Шевченко знал о восстании Исатая и Махамбета, – говорил А. Тажибаев, – мы не сделаем ошибки, предположив, что это событие было ему известно. Он не мог не знать об этом восстании, потому что в его подавлении принимали участие Орский пограничный отряд, в котором позднее находился Шевченко, и солдаты, участники этой карательной экспедиции, не могли не рассказать ему о ней» [9]. Углубляя мысль казахского писателя, виднейший шевченковед Е.П. Кирилюк заявил, что в образах стихотворения-поэмы «У бога за дверьми лежала сокира» Шевченко отобразил национально-освободительное движение казахов, его жестокое подавление и в то время непобедимую силу народа [5]. В казахстанский период своей жизни (1847-1857 гг.) Шевченко написал большое количество литературных и графических произведений: свыше ста стихотворений, почти все девять повестей, дневник и около 350 картин, рисунков. В литературных произведениях и рисунках Шевченко в качестве предмета изображения и рассказа часто встречается слово «батыр». Он рисует могилу батыра («Дустановы могилы»), говорит о погребении батыра («Дневник») и пишет о преданиях народа о батырах (повесть «Близнецы») и отмечает, что казахи особо почитают своих батыров и их ставят выше святых. В 30-40-х годах XIX века в период восстаний казахи называли батырами Исатая, Махамбета и их сподвижников. Не случайно также, что в рисунках Шевченко мы находим почти все виды казахского вооружения. В 1848 году Т.Г. Шевченко написал свое известное стихотворение «У бога за дверьми лежала сокира». В этом стихотворении говорится о том, как однажды казах похитил лежащий за дверью у бога топор и стал им рубить дерево. Тотчас же, вырвавшись из его рук, топор сам стал рубить лес и начался страшный пожар в степи. В результате пожара сгорели лес, сады, города и села, даже пепел разметал ветер. От этого пожара уцелело только одинокое дерево. Более подробное описание страшного степного пожара и одинокого дерева Т.Г. Шевченко дает в повести «Близнецы» в том месте, где говорится о переходе каравана из Орской крепости к Аральскому морю во время экспедиций А.И. Бутакова [7]. «Невиданные картины представлялись моим изумленными очам: все пространство, виденное днем, как бы расширилось и облилось огненными струями почти в параллельных направлениях... Мана аулья агач (здесь «святое дерево»). Эти слова меня изумили... действительно, верстах в двух от дороги в ложбине, зеленело тополевое старое дерево». Этой теме Шевченко посвятил ряд своих рисунков. Слов нет, и в Орской крепости, и в походе к Аралу, и на Аральском море Шевченко мог многое слышать о национально-освободительных восстаниях казахского народа, о восстаниях, которые прокатывались по степям.
Во время ссылки в Казахстане Т.Г. Шевченко подружился с известным публицистом и историком Никитой Савичевым, позднее специально исследовавшим восстание Исатая Тайманова [8]. Сделанный Т.Г. Шевченко портрет Н. Савичева хранится в Уральском краеведческом музее. Корни дружеских чувств великого кобзаря к казахскому народу не прошли бесследно. В 1925 году в городе Форт-Александровске (Мангистауская область РК) был основан музей Т.Г. Шевченко. В 1932 году музей открылся для массовых посещений. В 1935 году в его фонд поступили первые книги Т.Г. Шевченко, изданные на казахском языке в переводе Абдилды Тажибаева [2]. В них потомки современников Исатая и Махамбета находят честный, наполненный любовью к людям и природе Казахстане рассказ о том неспокойном времени.
Библиографическая ссылка
Бердыгужин Л.Б., Мендигереев К.Б., Бозахаева Г.К., Мукашева А. ШЕВЧЕНКО О ВОССТАНИИ КАЗАХСКОГО НАРОДА ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ ИСАТАЯ ТАЙМАНОВА И МАХАМБЕТА УТЕМИСОВА В 1836-1838 ГГ: ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА (200-ЛЕТИЮ Т.Г. ШЕВЧЕНКО ПОСВЯЩАЕТСЯ) // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 6. – С. 32-33;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34645 (дата обращения: 21.11.2024).