Проведен анализ реакторного узла процесса гидроочистки бензина. Предложен способ интенсификации процесса, что позволит увеличить межрегенерационный пробег блока гидроочистки и соответственно увеличить производительность на 5 %.
Значение процесса гидроочистки бензиновой фракции состоит не только в желании удалить примеси, дезактивирующие катализатор риформинга, но и необходимость довести качество выпускаемых бензинов до требований стандартов Евросоюза. Согласно постановлению правительства РФ от 07.09.2011 г. №748 «О внесении изменений в Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» и о некоторых вопросах связанных с модернизацией нефтеперерабатывающих мощностей» введены новые сроки перехода на экологические классы топлива. Так до 31 декабря 2014 года, предусмотрен переход на 3 класс. Для топлив 3-го класса содержание бензола не более 1 %, серы не более 150 г/кг. Зачастую выполнение таких требований тесно связано с модернизацией уже действующих установок гидроочистки и риформинга бензиновых фракций.
На Волгоградском нефтеперерабатывающем заводе реализована технология риформинга и гидроочистки с мощностью установки по сырью 1млн. тонн/год. Высокая производительность обусловливает непрерывную организацию процесса. Гидроочистка осуществляется в адиабатическом цилиндрическом реакторе с неподвижным слоем катализатора S-120 (алюмокобальтмолибденовый катализатор) производства компании UOP. Глубина гидрообессеривания, как и гидродеазотирования происходит до показателя 0,5 ppm в пересчете на массовое содержание серы и азота. Выход стабильного гидрогенизата, поступающего в дальнейшем на риформинг составляет 98-99%. Процесс проводят при температуре 300-380°С, давление3-3,5 МПа, скорость подачи сырья от 2,5 до 8 ч-1и варьируется от содержания серы в сырье.
Используемый на установке катализатор S-120 является довольно эффективным, хотя постепенно происходит снижение его активности. Это приводит к необходимости повышения температуры процесса и снижению скорости подачи сырья. В результате по мере приближения к моменту регенерации катализатора заметно снижается выход гидрогенизата.
Причинами снижения активности катализатора гидроочистки являются механические отложения и образование смол на поверхности частиц катализатора. В действующем реакторе для снижения количества этих отложений используется три слоя фарфоровых шаров разного диаметра. Механические примеси могут иметь разную природу. Это и продукты коррозии, и сульфиды железа, соли и др. Образование смол характерно для установок гидроочистки сырья поступающего с установок коксования или каталитического крекинга, то есть содержащих большое количество олефинов или диенов склонных к полимеризации на поверхности катализатора. Несмотря на то, что на действующей установке гидроочистки подвергается бензиновая фракция вторичной перегонки с температурой НК-105 оС, эффективное решение проблемы смолообразования на поверхности катализатора является задачей актуальной. Так как со временем позволит расширить источники сырья для процесса риформинга за счет бензинов коксования. Нами предлагается замена одного слоя фарфоровых шаров объемом 1 м3 на продукт компании Аксенс ACT-139 [1], представляющий собой макропористую окись алюминия шарообразной формы, эффективной для удаления железосодержащих отложений. Следующие два слоя фарфоровых шаров возможно заменить на компонент ACT 945 объемом 2 м3 шарообразной формы производства этой же компании. Этот защитный слой обладает также каталитической активностью в реакциях гидрирования олефинов и диенов. По данным фирмы производителя использование этих защитных слоев позволит увеличить продолжительность работы катализатора без проведения регенерации на 30%, в том числе и при содержании в сырье бензина коксования до 25%.
Библиографическая ссылка
Шалиевский А.А., Красильникова К.Ф., Анищенко О.В., Юшкин А.В. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ГИДРООЧИСТКИ БЕНЗИНА // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 4. – С. 172-173;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34607 (дата обращения: 21.11.2024).