Приоритетной целью формирования электронного правительства является повышение качества государственного управления, которое выражается в снижении временных, организационных и финансовых издержек для граждан и организаций при получении государственных и муниципальных услуг, административных барьеров и избыточного регулирования для хозяйствующих субъектов; сокращении бюджетных расходов на деятельность органов исполнительной власти и повышении эффективности этих расходов, а также повышении прозрачности деятельности федеральных и региональных органов власти. Актуальность внедрения технологий электронного правительства подтверждается постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2012 г. № 890 «О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти» [1]. Согласно названному постановлению, переход на обмен электронными документами при взаимодействии федеральных органов исполнительной власти между собой и с Правительством РФ необходимо завершить до 31 декабря 2017 г.
На современном этапе существует ряд нерешенных организационно-методических проблем, связанных с применением технологий электронного правительства в органах власти и управления [4, 7]: неправильная приоритизация задач по внедрению технологий электронного правительства и межведомственного взаимодействия; несвоевременная реакция на изменения нормативного и технического регулирования в сфере электронного правительства; региональным сегментам системы электронного правительства нужно не только уметь передавать данные в федеральные органы власти, но и обрабатывать сведения, полученные от них.
Теоретические и практические вопросы использования информационно-коммуникационных технологий в государственном и муниципальном управлении затронуты в работах Иванова В.В., Коробовой А.Н., Титаренко Г.А., Клепцова М.Я., Корнеева И.К., Никитова В.А., Сурнина А.Ф. Проблемы формирования электронного государства в контексте информатизации и нормативно-правового регулирования деятельности органов государственного и муниципального управления рассмотрены в работах А.А. Тедеева, В.Е. Усанова, И.Л. Бачило. Подходы к концептуальному представлению электронного правительства, теоретико-методологические основы создания информационного обеспечения системы электронного правительства на различных уровнях государственного устройства, схемы инфраструктуры и модели архитектуры электронного правительства приведены и описаны в работах Королёва В.И., Новикова А.А., Шаркова А.Е., Чеботаревой А.А., Андрющенко П.П. Существенный вклад в исследование проблем измерения и определения критериев оценки эффективности электронных правительств, методов мониторинга социально-экономической эффективности внедрения данных технологий внесли Штрик А.А., Афанасьев Б.В., Миэринь Л.А., Солопов В.Ю., Юртаев А.Н.
Инструментарий системного проектирования как специального направления общей теории систем, используемый при построении структурных, функциональных и даталогических моделей сложных систем рассмотрен в работах таких российских и зарубежных авторов как: Росс Д., Костров А.В., Вендров А.М., Смирнова Г.М., Буч Г., Рамбо Дж, Якобсон А., Черемных С.В., Марк Д.А., МакГоун К. Вместе с тем, не известны исследования, посвященные разработке комплекса взаимосвязанных моделей информационно-управленческих процессов региональных органов исполнительной власти, направленных на осуществление мониторинга развития и оценку социально-экономической эффективности электронного правительства региона [6].
Теоретическая и практическая значимость результатов проведенного исследования заключается в том, что предлагаемые решения методологических и методических проблем информатизации региональных органов исполнительной власти позволяют осуществить мероприятия по совершенствованию системы управления социально-экономическими процессами региона на основе применения технологий электронного правительства [2, 3].
В ходе проведенного исследования получены следующие результаты [5]: разработан комплекс моделей информационно-управленческих процессов региональных органов исполнительной власти для оценки социально-экономического эффекта от использования технологий электронного правительства в системе регионального управления; построена эталонная модель архитектуры электронного правительства региональных органов исполнительной власти; сформирована комплексная система индикаторов измерения степени развития электронного правительства; разработан инструментарий мониторинга и рейтингования уровня развития электронного правительства в федеральных, региональных и муниципальных органах власти; разработан инструментарий оценки социально-экономического эффекта от внедрения технологий электронного правительства в региональные органы власти и управления [8]; разработана концепция совершенствования системы управления социально-экономических процессов региона на основе внедрения технологий электронного правительства.
Реализация разработанной концепции позволит повысить эффективность межведомственного взаимодействия в региональных органах исполнительной власти, оптимизировать управленческие процедуры, повысить качество предоставления государственных и муниципальных услуг, окажет благоприятный эффект на социально-экономическое развитие территории.
Библиографическая ссылка
Тюшняков В.Н., Мартакова К.А. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-3. – С. 90-91;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34545 (дата обращения: 23.11.2024).