Расширение инновационной деятельности является необходимым условием развития народного хозяйства регионов и городов страны в открытой рыночной экономике. Инновационная политика субъектов Российской Федерации направлена на организацию и стимулирование инновационной деятельности, превращение ее в устойчивый источник экономического роста регионов.
В современной экономике роль инновационных процессов значительно возросла. Это вызвано тем, что в рыночной экономике инновации представляют собой метод конкуренции, так как инновация ведет к снижению себестоимости, цен и росту прибыли, к созданию новых потребностей, к притоку денег, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.
Достигнутый в России уровень развития инновационной экономики сохраняется практически без изменений с середины 90-х гг. ХХ в. В России длительное время имела место стагнация производств с высокой добавленной стоимостью - машиностроения, радиоэлектронного комплекса, информационного сектора и др. Механизм государственного управления инновационной сферой до настоящего времени фактически не создан. Доля инновационной экономики растет крайне медленными темпами. Число инновационных предприятий в стране не превышает 5% [1].
Следует выделить основные причины, препятствующие эффективному развитию России в научно-технической и инновационной сферах деятельности.
Во-первых, это преодоление традиционной для советского периода организации научно-технической и инвестиционной деятельности, когда в структуре НИОКР преобладали разработки, внедряемые в оборонный комплекс; формирование в основном некоммерческих взаимосвязей между организациями на всех стадиях; деление науки на фундаментальную, отраслевую, вузовскую и заводскую; слабые кооперационные связи между научными учреждениями, организациями и производственными предприятиями; преобладание командно-административных и морально-политических методов управления в этой сфере деятельности [2]. Все вышеперечисленное замедляет процесс активизации инновационной деятельности. Поэтому необходима замена существующего рыночного механизма управления на новый, направленный на внедрение инновационных направлений в экономику страны и их последующее развитие.
Во-вторых, это необходимость возврата в научно-техническую и инновационную сферы высококвалифицированных научных и конструкторских кадров, ушедших в другие сферы деятельности или эмигрировавших из-за изменения системы ценностей общества.
В-третьих, это необходимость создания на федеральном, региональном уровнях и на уровне предприятий системы инвестирования научно-технической и инновационной деятельности, основными рычагами которой должны стать рыночные составляющие (конкуренция, цена, прибыль), а организационными формами реализации - целевые программы, ориентированные на приоритетные направления рыночной экономики и социальные проблемы общества. В связи с этим определенное место должно быть отведено малым предприятиям, поскольку только они в сочетании с крупными и средними научными коллективами могут создать монолитную сферу инновационной деятельности на всех уровнях экономики. Увеличение количества малых предприятий в этой сфере деятельности является стратегической задачей, так как с их помощью становится возможным передача новейших технологий из фундаментальной науки и оборонного комплекса в сферу гражданской промышленности [3].
Для успешной реализации инновационной политики по формированию инновационной экономики должен быть выполнен комплекс научных и организационно-технических мероприятий, основными из которых являются следующие [4].
1. Разработка концепции развития инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры в стране с определением долговременных стратегических целей и средств их достижения в рамках формирования инновационной экономики.
2. Разработка программы инновационного развития страны, которая должна быть адресным документом, указывающим по ресурсам, исполнителям и срокам совокупность мероприятий, направленных на достижение целей инновационного развития.
3. Включение основных положений программы инновационного развития страны в программу его социально-экономического развития.
4. Организация практической деятельности органов местного и регионального управления по реализации и принятию соответствующих нормативных актов регионального значения, а также по осуществлению ими организационного и информационного обеспечения данной программы.
В решении проблем кадрового обеспечения инновационного развития экономики особо выделяется роль низового звена, т.е. предприятий, организаций. Именно здесь, в повседневном трудовом процессе, при использовании определенных механизмов стимулирования и мотивации, складывается творческое отношение масс работников к своему труду, использованию всех факторов производства. Это означает, что в современном производстве функционирует не только рабочая сила в классическом ее понимании, т.е. совокупность физических и духовных способностей, знаний и навыков (умений), свойственных определенной профессии, специальности; для новой экономики важны многие личностные качества человека: преданность делу, которым занимается, добросовестность и честность, сознательное, творческое отношение к труду, заинтересованность в общем успехе, взаимопомощь и доброжелательность в отношениях с коллегами по работе и многое другое. Фактором экономического развития становится человек труда со всеми своими личностными качествами. Среди них важное место занимают инновационные способности, которые носят ярко выраженный личностный характер.
Для активного внедрения и развития инновационных направлений в экономику страны и ее субъектов необходимо создание условий для формирования благоприятной среды для привлечения частных инвестиций в инновационную деятельность. Для этого на законодательном уровне необходимо предусмотреть преференции субъектам предпринимательства, участвующим в инновационной деятельности, включая льготное кредитование, использование залогов, лизинг дорогостоящего оборудования. Важно предусмотреть развитие форм совместного финансирования инновационных проектов за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов и средств частных инвесторов через территориально-отраслевые программы и венчурные фонды. А при отсутствии крупных инновационных проектов отдать предпочтение малому и среднему бизнесу. Для этого необходимо изменить отношение государства и местных властей в России к данным субъектам предпринимательства.
Конкретным шагом в этом направлении может стать законодательное закрепление всех налоговых поступлений от деятельности предприятий малого и среднего бизнеса за местным бюджетом на долгосрочной основе. Только такой подход способен стимулировать муниципалитеты к внедрению и развитию инновационных направлений в экономику и привлечению дополнительных инвестиционных потоков в социальную и деловую инфраструктуру муниципального образования.
Одним из наиболее перспективных инновационных способов развития промышленных предприятий в муниципальных образованиях может стать внедрение промышленного туризма [5].
Внедрение промышленного туризма на предприятия позволит повысить уровень экономического развития муниципальных образований и регионов, в которых отсутствует рекреационный потенциал, уменьшить себестоимость услуг, вывести стагнирующие предприятия на новый уровень развития и значительно улучшить отношения в трудовом коллективе. Более того, промышленный туризм окажет существенное воздействие на развитие туристской инфраструктуры муниципального образования и поможет увеличить поток «внутренних» и «въездных» туристов, а так же повысить конкурентоспособность туристского продукта и обеспечит установление благоприятного инвестиционного климата Преимуществом промышленных туров так же является то, что благодаря им отток денежных средств в зарубежные страны существенно сокращается.
Библиографическая ссылка
Валынкин Р.А., Ткаченко Ю.Г. ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-3. – С. 79-80;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34529 (дата обращения: 23.11.2024).