Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ГОРОДЕ ТАГАНРОГЕ НА 2014-2016 ГОДЫ

Валынкин Р.А. 1 Колчина О.А. 1
1 Южный Федеральный университет
1. Решение Городской Думы г. Таганрога от 26 июля 2012 г. №455 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Муниципального образования «Город Таганрог» на период до 2020 г.».
2. Постановление Администрации города Таганрога от 21.12.2010 г. № 5773 «Об утверждении Долгосрочной целевой программы развития туризма в городе Таганроге на 2011-2013 годы».
3. Колчина О.А. Реализация принципа конкурсного отбора инвестиционных проектов в инвестиционную программу муниципального образования //Известия ЮФУ. Технические науки. - 2008. – №10 (87).
4. Колчина О.А. Инвестиционная политика органов местного самоуправления в контексте развития г. Таганрога как курортно-туристического центра //Задачи преобразования Таганрога: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. - Таганрог: МБФ «Ангел Руси», 2013.
5. Официальный портал Администрации города Таганрога // http://tagancity.ru

Одним из стратегически значимых направлений экономики города Таганрога является содействие развитию внутреннего и въездного туризма, которое должно стать одним из приоритетов деятельности органов местного самоуправления.

В городе Таганроге имеются все предпосылки для развития туризма: благоприятные природно-климатические условия, удачное географическое положение, богатые природные ресурсы, большой культурно-исторический потенциал [1].

Анализ действующей долгосрочной целевой программы развития туризма в городе Таганроге на 2011-2013 гг. [2], отечественного и зарубежного опыта в сфере управления туристским комплексом муниципального образования позволил разработать долгосрочную целевую программу развития туризма в г. Таганроге на 2014-2016 гг. (Программы).

Основными целями Программы являются:

1. Развитие курортно-рекреационной деятельности в качестве ведущей составляющей хозяйственного комплекса города Таганрога;

2. Создание туристского бренда города Таганрога для повышения его туристской и инвестиционной привлекательности и увеличения потребительского спроса на туристские услуги.

Для достижения целей намечается решение следующих задач:

1. Поддержание благоприятных условий для развития туризма в городе Таганроге.

2. Создание условий для развития инновационных видов туризма в городе Таганроге – экотуризм и промышленный туризм.

3. Стимулирование развития курортного туризма в городе Таганроге посредством проведения мероприятий по улучшению экологической ситуации прибрежной территории и ремонтно-восстановительных работ.

4. Создание туристского бренда города Таганрога для повышения его привлекательности на туристическом рынке.

5. Формирование положительного имиджа города Таганрога для повышения его инвестиционной привлекательности при помощи методов регионального маркетинга.

6. Повышение качества туристских и сопутствующих им услуг.

По результатам проведенного SWOT-анализа были выявлены преимущества и недостатки города Таганрога для трансформации туристической сферы в качестве ведущей отрасли экономики города.

К преимуществам следует отнести следующее:

– наличие благоустроенных пляжей

– благоприятные климатические условия;

– длительный летний период;

– изобилие овощей и фруктов;

– изобилие заведений общественного питания, культурно- развлекательных и оздоровительных учреждений;

– невысокие цены на весь спектр товаров и услуг;

– наличие пригородных рекреационных зон;

– высокий потенциал привлечения средств для развития индустрии туризма;

– наличие гостиниц и других средств размещения;

– развитая транспортная оснащенность города;

– наличие нескольких ТРЦ;

– высокий уровень развития спортивного туризма (парусная регата);

– высокий уровень развития событийного туризма (город Таганрог является площадкой для проведения всенародного фестиваля вручения национальной премии «Спорт всем миром»).

К недостаткам было отнесено следующее:

– недостаточный уровень оснащенности прибрежных территорий;

– низкий уровень известности города Таганрога и его туристического потенциала на внутреннем и международном туристских рынках;

– нехватка гостиниц европейского уровня и гостиниц среднего класса;

– недостаточное количество инвестиций в туристическую сферу;

– конкуренция со стороны ближайших курортных зон (Черноморское побережье);

– экологическое состояние азовского залива;

– недостаточный уровень благоустройства города в местах отдыха туристов.

Решение обозначенных проблем программными методами позволит разработать предложения и создать благоприятные условия для развития внутреннего и въездного туризма, внедрить инновационные виды туризма на территории города, улучшить состояние туристской инфраструктуры и повысить инвестиционную и туристскую привлекательность Таганрога.

Система программных мероприятий будет состоять из 6 блоков, в состав которых входит от 2-х до 5-ти мероприятий. Программные мероприятия представлены в табл. 1.

Таблица 1

Система мероприятий Программы

Блок мероприятий

Конкретные мероприятия

1. Организационные мероприятия по созданию условий для развития туризма в городе Таганроге

1.1 Содействие в разработке и организации новых туристско- экскурсионных маршрутов.

1.2 Содействие развитию туристской инфраструктуры города посредством информирования субъектов туристской индустрии о действующих формах государственной поддержки туристического бизнеса.

1.3 Содействие в организации и проведении городских фестивалей, праздников, событийных мероприятий.

2. Мероприятия по созданию условий для развития инновационных видов туризма в городе Таганроге – экотуризм и промышленный туризм.

2.1 Мероприятия по внедрению промышленного туризма:

2.1.1 Подготовка предложений по разработке туристических маршрутов по ведущим промышленным предприятиям города Таганрога для увеличения потока «внутренних» и «въездных» туристов, а так же повышения конкурентоспособности туристского продукта и перевода индустрии отдыха и путешествий на инновационный путь развития.

2.1.2 Поиск промышленных предприятий, заинтересованных в рекламе своего продукта и демонстрации лояльного отношения к потребителю для их включения в разрабатываемый туристический маршрут и содействие в организации и проведении таких туров со стороны органов мсу (здесь действует принцип согласованности стратегий дальнейшего развития предприятия и внедрения инновационного вида туризма со стороны органов власти)

2.2 Мероприятия по внедрению экотуризма

2.2.1 Проведение морских путешествий по Азовскому заливу, организованных как экологические туры, при использовании экологичных средств передвижения – морских байдарок. В составе команды предполагаются натуралисты и экскурсоводы, а также приглашенные лекторы; программа тура будет включать специальные мероприятия, направленные на экономию топлива, сбор и утилизацию бытовых отходов.

2.2.2 Подготовка предложений по разработке и продвижению маршрутов конного туризма по в рамках приключенческого туризма.

2.2.3 Внедрение парапланеризма (как активного и экстремального вида спорта и отдыха) для для увеличения потока «внутренних» и «въездных» туристов, а так же повышения конкурентоспособности туристского продукта.

3. Мероприятия по улучшению экологической ситуации прибрежной территории и ремонтно-восстановительные работы

 

3.1 Осуществление мониторинга за состоянием туристскихресурсов, туристских маршрутов, выявление необходимости проведения ремонтно- восстановительных и благоустроительных работ объектов туристского показа.

3.2 Мониторинг готовности пляжей, расположенных на территории города, к работе в летний период, их оснащенности, организации дополнительных услуг, необходимых для отдыхающих и туристов.

3.3 Разработка концепции развития событийного (фестивального) туризма в городе Таганроге для привлечения в Таганрог туристов.

3.4 Строительство Миусского морского торгового порта (ММТП) для переноса экологически вредных видов грузоперевозок за пределы городского порта и улучшения экологической ситуации одновременно и в городской черте и на морском побережье (капиталоемкий инвестиционный проект).

4. Мероприятия по созданию туристского бренда города Таганрога для повышения его привлекательности на туристическом рынке

4.1 Создание и продвижение Туристкого бренда города - «Таганрог – родина гения пера А.П.Чехова™» с целью позиционирования Таганрога в качестве значимого культурно – познавательного туристического объекта на междугороднем и международном туристическом рынке.

4.2 Разработка и распространение презентационных материалов о туристическом бренде города в книжном варианте и в виде компакт-дисков.

 

5.Мероприятия по формированию положительного имиджа города Таганрога для повышения его инвестиционной привлекательности при помощи регионального маркетинга

5.1 Участие в инвестиционных семинарах, выставках, ярмарках для продвижения туристического бренда и услуг города Таганрога; подключение к электронным базам данных, содержащим информацию о потенциальных зарубежных инвесторах в туристической сфере.

5.2 Развитие отношений с посольствами и торговыми представительствами зарубежных государств, международными организациями, средствами массовой информации для распространения информации о туристическом бренде города, привлечения зарубежных инвесторов и увеличения числа «внутренних» и «въездных» туристов.

5.3 Способствование организации встреч с руководителями фирм, готовых открыть в городе новый вид туристического бизнеса (например дельфинарий) посредством проведения инфо-туров для субъектов туристской индустрии и представителей средств массовой информации.

6. Мероприятия по повышению качества туристских и

сопутствующих им услуг

 

6.1 Взаимодействие с правоохранительными и контролирующими органами по вопросам создания на территории города Таганрога необходимых условий для обеспечения безопасности туристов и экскурсантов.

6.2 Содействие организации повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров для предприятий туристской индустрии посредством организации сотрудничества с образовательными учреждениями города, осуществляющими подготовку кадров в сфере туризма.

6.3 Организация и проведение городского конкурса, приуроченного ко Дню празднования Всемирного дня туризма по следующим номинациям:

• «Лучшее предприятие сферы туризма города Таганрога»;

• «Лучшая публикация в СМИ о туристской привлекательности города Таганрога»;

• «Лучший туристский маршрут по городу Таганрогу»;

• «Лучший туристский сувенир».

По результатам реализации Программы предполагается достижение следующих социально-экономических и экологических результатов:

1. Строительство ММТП

Строительство Миусского морского порта как второго грузового района Таганрогского морского порта предполагает вынос с территории последнего пылящих грузов, улучшения экологической обстановки в городе Таганроге. Мощность Миусского порта рассчитана примерно на 18 млн. т грузов. По всем характеристикам Миусский морской порт не просто имеет важные преимущества перед Таганрогским портом, но и дает реальную возможность наращивать объемы грузоперевозок, ощутимо усиливает хозяйственный комплекс самого города.

Стоит отметить явную экономическую выгоду проекта порта, который окупит себя в кроткие сроки, менее десяти лет, и к тому же создаст новые рабочие места и новую инфраструктуру в этом регионе.

Строительство ММТП позволит создать евроазиатский трансконтинентальный транспортный коридор с транзитной (через ММТП) доставкой грузов (без перегрузки) к месту назначения железнодорожным (в вагонах), автомобильным (в трейлерах) и водным (в лихтерах) видами транспорта.

2. Внедрение промышленного туризма

Внедрение промышленного туризма в городах и регионах России и в городе Таганроге в частности имеет большое значение, так как он позволит повысить уровень экономического развития города, уменьшить себестоимость услуг, увеличить поток «внутренних» и «въездных» туристов, а так же повысить конкурентоспособность туристского продукта.

Промышленные экскурсии для предприятия выгодны. Одна из главных причин такой выгоды - реклама собственного продукта. Кроме прочего, пусть и небольшие, но денежные поступления, а также демонстрация лояльного отношения компании к потребителю. Специалисты говорят и о еще одном моменте: некто, посетивший предприятие и заинтересовавшийся производством, впоследствии может прийти туда работать.

Промышленный туризм также поспособствует переводу индустрии отдыха и путешествий на инновационный путь развития, что обеспечит установление благоприятного инвестиционного климата в Таганроге и в Ростовской области [3]. Преимуществом промышленных туров так же является то, что отсутствует отток денежных средств в зарубежные страны.

3. Развитие курортного туризма в городе Таганроге

Предлагается активное использование естественного и неиссякаемого ресурса – побережья Таганрогского залива, т.е. развивать курортно-рекреационную деятельность и сделать ее ведущей составляющей хозяйственного комплекса города [4]. Протяженность береговой линии в Таганроге, которая может быть использована для пляжного отдыха, составляет около 15 км. С учетом посещения пляжей местными жителями число единовременно отдыхающих на побережье Таганрога может составить 30 тыс. человек, или примерно 300 тыс. человек за сезон. Это даст примерно 4 млрд. рублей, что положительно отразится на доходах населения города и городского бюджета.

Кроме того, развитие курортно-рекреационной деятельности даст как минимум 10 тыс. новых рабочих мест. Появится дополнительный стимул для дальнейшего развития пищевой промышленности и сферы услуг, а это также дополнительные рабочие места.

4. Создание и продвижение туристкого бренда города - «Таганрог – родина А.П.Чехова™»

Конкурентоспособность города определяется степенью его «брендированности», бренд города является активнейшей категорией рыночной экономики в целом. Бренд ориентирован преимущественно на внешних по отношению к нему субъектов, и должен соответствовать стратегическим задачам развития территории, способствуя привлечению к ней внимания организаций и людей, а также ресурсов и заказов, которые востребованы городом, нужны ему и полезны для его развития.

Создание бренда города позволит увеличить поток «внутренних» и «въездных» туристов, а так же повысит конкурентоспособность туристского продукта Таганрога и его узнаваемость на российском и международном туристических рынках.


Библиографическая ссылка

Валынкин Р.А., Колчина О.А. ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ГОРОДЕ ТАГАНРОГЕ НА 2014-2016 ГОДЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-3. – С. 76-79;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34528 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674