Отлаженная система обучения студентов в советский период отличалась глубиной и широтой научной подготовки, фундаментальностью, а также сбалансированностью с учетом потребности экономики и признавалась лучшей в мире.
В последние 20 лет в стране ярко обозначена тенденция бесконтрольной подготовки в вузах как по отраслям и направлениям, так и по количеству студентов. Если в советский период все это было в компетенции Госплана, то сейчас сама жизнь диктует необходимость новых инструментов количественного и структурного решения проблемы подготовки молодых кадров.
Число студентов вузов, по данным Росстата, увеличивалось до 2008 года, достигнув максимума в 7,5 млн. В 2009 году произошел спад почти на 100 тыс. человек. Далее наблюдается постепенное ежегодное снижение численности студентов. В 2012 году снижение произошло на 400 000 студентов, что составило 6,59 % [рис. 1].
Рисунок 1 – Численность студентов (в тыс. чел.) [4]
За эти же годы произошли изменения в структуре подготовки специалистов: увеличилась доля студентов и выпускников по гуманитарно-социальным направлениям и сократилась их доля по естественно-научным направлениям. В наибольшей степени сократилась численность подготовки по инженерным направлениям. Это иллюстрирует график на рисунке 2. В результате сложившаяся диспропорция в структуре подготовки превратилась в проблему для отечественной экономики.
Рисунок 2 - Динамика выпуска специалистов высшими учебными заведениями России в 1990 - 2006 годах (в тыс. чел.) [6], где 1 – естественно-научные специальности (5 %), 2 - гуманитарно-социальные специальности, экономика и управление (95%)
Актуальность проблемы оптимизации структуры подготовки объясняется тем, что степень обеспеченности инженерными кадрами определяет базовые условия для развития инновационной экономики.
Технологическая модернизация России также невозможна без развития и совершенствования инженерного образования, которое должно базироваться на лучших традициях российской инженерной школы. Это констатировали участники парламентских слушаний по теме «Развитие инженерного образования и его роль в технологической модернизации России», исходя из исключительной важности развития инженерного образования как системы формирования интеллектуального потенциала нации и одной из сфер деятельности, определяющей конкурентоспособность страны
Предпосылки дефицита инженерно-технических кадров в России начали формироваться в 1990-е годы, когда, с одной стороны, произошло резкое падение объемов производства в реальном секторе экономики, а с другой, – диплом об инженерном образовании потерял социально-экономическую ценность из-за низкой заработной платы и высокой ответственности инженеров, а также трудности обучения по инженерным направлениям и специальностям.
К началу 2000-х на рынке труда стал ощущаться недостаток, а в настоящее время образовался явный дефицит инженерных кадров в сфере производства и технического обслуживания. Специалисты по подбору персонала отечественных компаний отмечают, что найти на вакантные должности проектировщиков и технологов, сегодня сложно.
Схожая озабоченность текущей ситуацией с подготовкой и обучением инженерно-технических кадров наблюдается и в Европе (Великобритании, Германии, Франции). В связи с этим в середине прошлого десятилетия Королевская инженерная академия (The Royal Academy of Engineering) Великобритании создала специальную рабочую группу «Инженерное образование для XXI века» для всестороннего изучения этой проблемы и разработки комплексных мер и рекомендаций по перелому негативных трендов. Эта рабочая группа констатировала затянувшуюся стагнацию в сфере обучения и выпуска ИТР в стране: «В период с 1994 по 2004 год число выпускников инженерных специальностей в британских университетах сохранялось на стационарном уровне 24,5 тыс. человек за год. Более того, по окончании учебы менее половины этих выпускников продолжили работать по специальности» [2]. На данный момент у выпускников инженерных специальностей перспективы трудоустройства весьма радужные. В настоящее время только в Германии есть для них 52 000 вакансий [5].
Вопросам развития инженерного образования и подготовки инженерно-технических кадров для отечественной промышленности уделяется все больше внимания. Так на совещаниях, проведенных Президентом Российской Федерации с руководителями промышленных предприятий в январе - марте 2011 года, было отмечено, что несмотря на ежегодный выпуск почти 200 тысяч инженеров, российская экономика испытывает дефицит квалифицированных инженерных кадров, и что проблему нужно решать с ориентацией на перспективу.
В июле 2013 года в Комсомольске-на-Амуре состоялся Первый Дальневосточный конгресс инженеров «Наука - Инженер - Промышленность», в котором приняли участие более 300 делегатов. По итогам конгресса был сделан акцент на необходимости разработки региональных комплексных программ модернизации инженерно-технического образования, а также перспективного прогноза потребности экономики в инженерно-технических кадрах. «Модель инженерного образования, ориентированная на подготовку специалистов, обладающих инновационным мышлением, способных сочетать исследовательскую, проектную и предпринимательскую деятельность, может быть реализована только при объединении усилий педагогической и научной общественности, органов власти, производственного сектора экономики», — подчеркивается в итоговом документе [3].
В результате принятых мер произошли позитивные структурные изменения в подготовке специалистов с точки зрения требований современной экономики. За минувшие пять лет в вузах России на экономические специальности прием сократили почти вдвое (на 44,6%), на педагогические и гуманитарные – более чем на четверть (на 28,8% и 26,7% соответственно). В то же время увеличился набор на технические и инженерные специальности [1].
Библиографическая ссылка
Яковлева Т.А., Коршунова А.А. ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-3. – С. 64-66;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34519 (дата обращения: 23.11.2024).