Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ

Кононенко Т.Е. 1 Бондаренко О.В. 1
1 Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет
1. Губарев В. В. Системное представление качества образования // Стандарты и качество. 2002. № 4. С. 30-35.
2. Долженко О. Обеспечение качества высшего образования: российский опыт в международном контексте/ О.Долженко//AlmaMater/Вестник высшей школы. 2001. №6. С.15-23.
3. Куцев Г.Ф. Обеспечение качества высшего образования в условиях рыночной экономики/ Г.Ф.Куцев//Педагогика. 2004. №3. С.12-23.

Рынок образовательных услуг определяется сферой формирования и функционирования спроса и предложения на данные услуги. Продавцами (производителями) образовательных услуг выступают все виды образовательных учреждений вне зависимости от формы собственности, а потребителем выступает гражданин. Одной из особенностей данного рынка является возможное несовпадение плательщика и потребителя этих услуг в одном лице вследствие того, что образовательные услуги – достаточно специфичный товар. Плательщиком за образовательные услуги может быть как государство (через бюджетное финансирование заказа на подготовку специалистов), так и предприятия, фонды, физические лица. Особенности функционирования рынка образовательных услуг определяется спецификой товара, реализуемого на данном рынке, который принципиально отличается от любого другого традиционного товара.

В силу своих особенностей образовательная услуга выступает одновременно как частное и как общественное благо, то есть является смешанным. Особенно это касается услуг высшего образования. Высокая социальная значимость образования в настоящее время, необходимость обеспечения доступности к качественному образованию для всех граждан цивилизованного общества являются залогом успешного социально-экономического развития страны. Более 60 % прироста национального дохода в развитых странах в настоящее время обеспечивается за счёт прироста знаний и увеличения образовательного потенциала общества. Вместе с тем образование также считается и частным благом, так как, получая его, личность самореализуется, получает гарантию профессионального успеха и кроме того образование считается средством социальной защиты от колебаний конъюнктуры рынка труда. В настоящее время данное мнение на экономическую природу услуг высшего образования преобладает среди отечественных и зарубежных специалистов. [1, с.97].

Двоякая экономическая природа услуг высшего образования позволяет сделать вывод о возможности существования частного и общественного секторов высшего образования в условиях рыночной экономики. Экономический механизм высшей школы должен одновременно выполнять принципы как рыночного, так и государственного регулирования. [3, с.85].

Все люди в определённой мере испытывают потребность в знаниях, которая удовлетворяется в процессе получения образования. С точки зрения общественного блага образовательные услуги могут быть определены как средство удовлетворения потребности в образовании, определение и удовлетворение которой происходит именно на рынке образовательных услуг.

В теории управления качеством услуга должна быть направлена на конкретного потребителя. ВУЗу необходимо определить неожидаемые и ожидаемые потребности конкретных потребителей для того, чтобы в достаточной мере удовлетворить образовательные потребности. Из этого следует, что образовательная услуга – это деятельность, целью которой является удовлетворение ожидаемых и неожидаемых образовательных потребностей конкретных потребителей. [2, с.114].

С точки зрения работодателя, выпускники вузов должны обладать как минимум следующими характеристиками:

• Обладать достаточными практическими и теоретическими знаниями, для того, чтобы была обеспечена высокая производительность труда, снижены затраты предприятия на дообучение молодых специалистов, переподготовку кадров;

• Иметь необходимые для современного производства личностные качества: инициативность, стрессоустойчивость, целеустремлённость, высокую мотивацию на достижение успеха, способность работать в команде, креативность, способность и стремление к самообучению и саморазвитию, ответственность и т.д.

• Владеть высокой работоспособностью, что означает наличие физической выносливости и крепкого здоровья.

Чтобы реализоваться в жизни и занять достойное положение в обществе, личности нужно получить в процессе образования:

• Теоретические знания, практические умения, навыки, которые понадобятся для того, чтобы осуществлять свою будущую деятельность, приносить пользу обществу и получать доход.

• Уровень интеллекта, который предполагает умение решать задачи различной сложности и характера, а также абстрактное мышление.

• Развитые профессиональные и личностные качества.

• Ряд личностно-психологических характеристик, к которым относятся организаторские способности, ответственность за совершенные действия и пр.

• Здоровье личности и её физические навыки, которые способствуют обеспечения высокой работоспособности.

• Высокий уровень культуры и воспитания. [2, с.57].

Также можно выделить ряд требований, которые отражают потребности общества в высшем образовании:

• Осуществление подготовки высококвалифицированных кадров, которые в силах справиться с задачами (в том числе и творческими), проводить как прикладные, так и фундаментальные исследования, обеспечивающие прогресс во всех областях знаний и отраслях народного хозяйства.

• Подготовка кадров высокой квалификации, умеющих максимально эффективно решать практические задачи, относящиеся к разным отраслям деятельности.

• Воспитание высокообразованных и культурно развитых людей для сохранения и обогащения национальной культуры.

• Подготовка здоровых и физически развитых личностей при помощи физического воспитания студентов.

Несмотря на единство интересов личности обучаемого, работодателя и общества в теории, на практике существует определённая рассогласованность, разрыв между интересами образовательных институтов, предоставляющих образовательные услуги и работодателями, являющимися в конечном итоге потребителями «продукта» образовательного процесса. Образовательные учреждения недостаточно ориентированы на подготовку выпускников, обладающих теми профессиональными и личностными качествами, которые действительно востребованы работодателями. Одна из главных претензий последних к вузам – оторванность теоретических знаний молодых специалистов от практики. Данный недостаток проявляется в неумении обращаться с современным оборудованием, в психологической неготовности работать на современном производстве: руководить рабочими, умение вести себя в бизнес-среде и пр.

Такое несоответствие порождает проблемы трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений, проблему дефицита требуемых кадров для предприятий, что в итоге создаёт дисбаланс спроса и предложения труда квалифицированных работников на рынке. Ситуация усугубляется слабой ориентацией системы образования в определении структуры подготовки специалистов на действительные потребности работодателей; платность предоставляемых образовательных услуг ориентирует вузы на увеличение набора на те специальности, которые востребованы абитуриентами, зачастую слабо или неправильно информированными о реальной ситуации на рынке труда.

При этом именно образование должно играть ключевую роль в обеспечении экономики компетентными, высокопрофессиональными работниками, тем самым способствуя стабильному долгосрочному экономическому и социальному развитию страны. Для того, что бы система образования в полной мере могла выполнять указанную роль в современных рыночных условиях, необходима эффективная система взаимодействия профессиональных учебных заведений и работодателей при активном участии государства. Основой такого сотрудничества может выступать система социального партнёрства, которая будет способствовать не только повышению эффективности обучения, но и развитию системы обучения с учётом потребности личности, предприятий и общества; содействовать обеспечению равного доступа к обучению, достижению непрерывного социально-экономического развития.

Взаимодействие указанных субъектов должно строиться на основе принципов равноправия сторон, уважения и учёта интересов всех сторон, систематичности и последовательности взаимодействий, добровольности принятия обязательств, заинтересованности сторон в достижении поставленных целей, реальности принимаемых на себя обязательств и обязательность их выполнения, ответственности сторон. В настоящее время существуют разнообразные формы взаимодействия вузов и работодателей, способствующие приведению в соответствие структуры и уровня подготовки выпускников учебных заведений требованиям работодателей. К этим формам можно отнести участие работодателей в корректировке профессиональных образовательных программ, участие в учебном процессе вуза (чтение лекций, руководство производственной практикой студентов), целевые заказы предприятий вузу на подготовку кадров, проведение совместных научно-практических конференций, семинаров, круглых столов и многое другое.

Непременным условием данного взаимодействия является активная регулирующая и координирующая роль государства в лице органов государственной власти. Формами участия государства в данном процессе могут быть разработка и реализация региональных программ поддержки молодых специалистов по дефицитным специальностям, мониторинг рынка труда, организация ярмарок вакансий для выпускников, профориентационная работа с абитуриентами и учащимися школ, предоставление премий и стипендий студентам, грантовая поддержка, целевой приём в вузы в интересах развития экономики региона, организация образовательно-производственных комплексов и многое другое.

Только взаимодействие профессиональных учебных заведений, работодателей и государства может обеспечить эффективное функционирование рынка образовательных услуг, обеспечивающее баланс спроса и предложения квалифицированных кадров, необходимый для успешного экономического развития страны.


Библиографическая ссылка

Кононенко Т.Е., Бондаренко О.В. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-3. – С. 53-55;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34512 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674