Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВОЗМОЖНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛЕСНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Рягузова В.А. 1 Зиновьева И.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»
1. Электронный журнал «Финансы. Право. Менеджмент» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.flm.su/?actions=main_content&id=67.
2. Крупчак В.Я. Пути повышения конкурентоспособности лесного сектора экономики России [Электронный ресурс] // Журнал «Леспроминфо». – Режим доступа: http://www.krupchak.com/?p=48
3. Щекунских Ю.Б. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации [Текст] / Ю.Б. Щекунских, И.С. Зиновьева // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 10-2. – С. 298-299.

Лесопромышленный комплекс занимает важное место в экономике России. Лесная продукция широко используется в строительстве, сельском хозяйстве, полиграфии, медицине, торговли. Объемы производства и потребления мебели, бумаги и картона в значительной мере определяют социальный и культурный уровень общества.

Россия обладает более 1/5 мировых лесов. Эти обширные леса служат России и остальному Миру в качестве источника древесины и играют главную роль в сохранении биологического разнообразия и стабилизации глобального климата, так же они выполняют важнейшие защитные, водоохранные и климаторегулирующие функции, играют ключевую роль в сохранении биоразнообразия и поддержании других биосферных функций. Российские леса являются ключевым фактором сохранения благоприятной среды жизни людей, социально-экономического развития страны, однако, в течении некоторого времени лесной сектор России находится в состоянии упадка.

Несмотря на преобладающее влияние российского леса на все сферы жизнедеятельности населения – экологию, экономику, социальную составляющую, – приходится отметить, что лесной сектор экономики в настоящее время практически не управляем.

Как известно, без ущерба экологии в стране можно заготавливать более 550 млн. м3 древесины в год и выпускать продукцию в объеме 100–120 млрд. долларов. Однако по факту из страны экспортируется не более 180 млн. м3 леса, из которого производится продукции на сумму примерно в 11 млрд. долларов. Таким образом, потенциал лесного сектора используется не более чем на 15–23 %.

Вместе с тем, в наших лесах имеется много пород – северная ель и сосна, кедр, лиственница, граб и т. д., продукция из которых обладает уникальными потребительскими свойствами, что делает ее конкурентоспособной на товарных рынках, и для того ,чтобы сохранить все эти породы, необходимо уделять большее внимание лесовосстановлению.

На сегодняшний день практически все отрасли лесного комплекса находятся в кризисном состоянии. Заготовка древесины в стране в 2009 году уменьшилась в 2,7 раза, производство пиломатериалов – более чем в 3,5 раза, доля России в мировой торговле лесными товарами упала до 4 % [2].

Ежегодно нарастает технологическая и техническая отсталость лесопромышленного производства, растет изношенность основных фондов, которая на многих предприятиях превышает 70–80 %. Из-за отсутствия в лесу необходимой сети дорог качественный хвойный лес вдоль существующих магистралей почти весь вырублен, что привело к значительному ухудшению породного состава лесонасаждений, резкому снижению их коммерческой ценности.

Большинство российских лесопильных и деревообрабатывающих фабрик были построены в советский период. Естественно правительство предлагает льготы предприятиям для обновления технологии, но представители промышленности уверяют, что им необходимо большее содействие. В России достаточно современных целлюлозных-бумажных предприятий, которые соответствуют среднегодовому уровню, но представление о сегодняшнем современном предприятии несколько иные. Современный лесопромышленный комплекс должен быть таким, чтобы заготовленная древесина была полностью переработана. Российскому правительству так же необходимо взяться за решение проблемы незаконных лесозаготовок. Масштабы незаконных рубок в России составляют около 20 %,что в сравнении с официальными данными, значительно больше.

Для разработки каких-либо программных мероприятий по выводу лесного сектора из кризиса, его устойчивому развитию, необходимо понять причины его неблагополучного состояния. Это происходит, прежде всего, из-за недостаточного поступления инвестиций в модернизацию и строительство предприятий из-за низкой инвестиционной привлекательности лесного бизнеса в нашей стране. Неблагоприятный, высоко рискованный инвестиционный климат, отсутствие гарантий защиты прав собственности не позволяют увеличить поток инвестиций.

В большинстве развитых лесопромышленных стран (Финляндия, Швеция, США, Канада), как правило, государство становилось инициатором разработки национальных лесных политик и программ развития национальных лесных секторов. В качестве объекта стратегического планирования везде рассматривается единый лесной сектор или «кластер» национальных экономик, объединяющий в единую систему все сферы как по выращиванию и охране леса, так и по его переработке. Традиционный подход в разработке программных документов обусловлен высокой интеграцией всех технологически связанных производств, сконцентрированных в рамках нескольких крупных транснациональных корпораций (ТНК), которые выпускают две трети лесобумажной продукции в мире. Основной целью национальных лесных политик является поддержка этих вертикально интегрированных структур, создания благоприятных условий для роста эффективности и конкурентоспособности с целью увеличения их доходов и налоговых платежей.

Помимо нормативных актов лесного законодательства, нужно решить следующие наиболее значимые задачи, оказывающие влияние на конкурентоспособность лесопромышленной отрасли: в лесозаготовительной отрасли необходимо обеспечить стимулирование интеграции лесозаготовителей с крупными лесоперерабатывающими предприятиями в регионах с развитой переработкой древесины; государственное финансирование строительства лесных дорог; преимущественное наделение участками лесного фонда компаний, вкладывающих инвестиции в оснащение лесозаготовителей современными лесозаготовительными комплексами.

Восстановить машиностроительную базу для отрасли позволит создание совместных предприятий по выпуску современных лесозаготовительных комплексов на базе отечественных тракторов путем приобретения патентов и лицензий на производство комплектующих, которые не выпускаются в России, что значительно снизит цены на лесозаготовительные комплексы.

В лесопилении и деревообработке необходимо стимулировать оснащение лесопильно-деревообрабатывающих предприятий современным оборудованием, строительство новых лесопильных, плитных и фанерных производств путем введения временных (на срок окупаемости) налоговых льгот на прибыль, реинвестируемую в развитие производства. Решить проблему сырьевого обеспечения лесопильных и фанерных производств возможно путем введения заградительных таможенных пошлин на экспорт хвойного пиловочника и фанерного кряжа. Требует расширения внутренний рынок продукции из древесины путем увеличения платежеспособного спроса, прежде всего, на деревянные дома, развития ипотечного кредитования населения.

В целлюлозно-бумажной промышленности необходимо обеспечить расширение производства высококачественных видов целлюлозы, бумаги и картона на действующих мощностях, оказать поддержку крупным инвестиционным проектам, обеспечивающим импортозамещение путем введения налоговых каникул и иных налоговых льгот на срок окупаемости проектов. Это возможно организовать в рамках формирования инвестиционных соглашений между государством и частными лесопромышленными компаниями [2].

Так же необходимы общеотраслевые меры для скорейшего вывода лесного сектора экономики на лидирующие позиции в российской и мировой экономике:

1) совершенствование системы регулирования тарифов государственных монополий при взаимоотношениях с лесопромышленными предприятиями. Сокращение издержек при транспортировке лесобумажной продукции, особенно для лиственной и низкосортной древесины;

2) полная отмена ввозных таможенных пошлин и НДС на оборудование для механической и химико-механической переработки древесины для всех отраслей ЛПК;

3) государственная финансовая поддержка экспортеров лесобумажной продукции с высокой добавленной стоимостью путем субсидирования процентных ставок банковских кредитов, направляемых на развитие производства конкурентоспособной экспортно-ориентированной продукции;

4) государственная поддержка развития системы подготовки управленческих, инженерных и технических кадров для отраслей лесного сектора экономики России (оценка спроса на соответствующие профессии, разработка образовательных стандартов, система грантов для образовательных программ) [1].

Указанные меры дают возможность лесному сектору экономики повысить свою конкурентоспособность как на российском так и на Мировом рынке.


Библиографическая ссылка

Рягузова В.А., Зиновьева И.С. ВОЗМОЖНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛЕСНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-1. – С. 149-150;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34242 (дата обращения: 18.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674