Конституция Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 года, иные федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации определяют полномочия государства и лесопользователей в сфере лесных отношений.
Российские леса – общее достояние и гордость российских граждан. Они занимают почти половину территории страны. Леса являются фактором сохранения благоприятной среды жизни людей, культурного и социально-экономического развития. Лесной комплекс в нашей стране – это общее достояние граждан страны, ее возобновляемый стратегический ресурс, эффективность использования которого определяет благополучие граждан и благосостояние государства.
В России контроль за рациональным использованием лесных ресурсов несовершенен. Так, за 2013 год потери от лесных пожаров составили 1,4 млн. га. леса, высок уровень нелегального оборота древесины. Органам власти необходимо действовать согласованно, объединить силы для модернизации лесной отрасли и совершенствования системы государственного контроля и надзора в лесах, тем самым превратив государство в эффективного собственника лесов.
Государство имеет суверенное и неотъемлемое право использовать леса и управлять ими, а также формирует решения в сфере управления, использования и сохранения лесов в интересах общества. Оно обеспечивает устойчивое и рациональное использование лесов. На основе диалога заинтересованных сторон создаются экономические стимулы для эффективного лесоуправления и социально ответственного лесопользования, интенсификации лесного хозяйства, сохранения и восстановления социального и экологического потенциала лесов. Система управления лесами строится на оптимальном разграничении полномочий между органами государственной власти всех уровней и органами местного самоуправления. Органы власти обладают необходимыми и достаточными полномочиями в сфере лесных отношений, могут принимать областные законы в сфере лесных отношений, в том числе устанавливающие:
- порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд;
- нормативы и порядок заготовки древесины для собственных нужд граждан;
- порядок заготовки и сбора гражданами не древесных лесных ресурсов для собственных нужд;
- правила и нормативы использования лесов в сфере охотничьего хозяйства;
- нормы заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений;
- ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка в целях его аренды и т.д.
Государство наделяет полномочиями региональные власти относить леса к ценным лесам, выделять особо защитные участки лесов для установления их границ, относить леса к эксплуатационным лесам, резервным лесам, устанавливать и изменять их границы – в пределах, отнесенных к полномочиям органов государственной власти.
Основными целями государства в сфере лесных отношений являются:
- обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их потенциала;
- достижение лидирующих позиций в международных процессах по сохранению и увеличению территориями лесов, на мировых рынках лесобумажной продукции и лесоматериалов;
- повышение вклада лесов в удовлетворение социально-экономических потребностей экономики, сохранение имеющихся и создание новых рабочих мест;
- для нынешнего и будущих поколений граждан России удовлетворение общественных потребностей в ресурсах и услугах леса [1].
Государство, граждане и предприниматели, использующие леса, несут ответственность за состояние лесов. Государство способствует развитию восстановления народных промыслов, развитию экотуризма. В государственных лесах основным видом права пользования является аренда лесных участков как форма государственно-частного партнерства при работах в лесах. Совершенствуется институт аренды в лесах и уменьшается коррупция в этой сфере. При передаче лесных участков в аренду обеспечивается должный уровень конкуренции среди претендентов. При организации использования лесов вместе с ориентацией на развитие крупных лесоперерабатывающих участков создаются достаточные условия для развития малого и среднего лесного предпринимательства и фермерства. Применяются лучшие из существующих технологий и технических средств, обеспечивающих сохранение экологических функций лесов и сохранение их биологического разнообразия. Важная задача государства – не допускать изъятия лесных земель из общего пользования в густонаселенных районах страны, а также в защитных лесах. Государство должно гарантировать необходимый уровень охраны лесов от незаконных рубок и других нарушений, совершенствуя систему государственного лесного и пожарного надзора на всех его уровнях [2].
Государство даёт право гражданам на свободный и бесплатный доступ в леса, находящиеся в государственной собственности, а также на заготовку для собственных нужд пищевых и не древесных продуктов леса. Создаются комфортные условия для пребывания граждан в лесу, их досуга и отдыха.
Лесной сектор экономики страны нуждается в адаптации к глобализации рынков, развитию технологий, появлению новых видов древесной продукции, усилению конкуренции и ужесточению экологических требований. В связи с необходимостью решения существующих проблем в лесном секторе была принята «Стратегия развития лесного комплекса РФ на период до 2020 г.» и межведомственный План по предотвращению незаконных заготовок и оборота древесины в России. В 2012 году произошло увеличение финансирования лесного хозяйства из средств федерального бюджета. Осуществляется модернизация лесной отрасли: была сформирована и постоянно дорабатывается нормативно-правовая база, предоставляющая льготный доступ к лесным ресурсам в обмен на инвестиции в их переработку; отменены экспортные пошлины на продукцию деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности; упразднены импортные таможенные пошлины и НДС на технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в РФ [3].
Государство возмещает предприятиям отрасли часть затрат на уплату процентов: по кредитам на техническое перевооружение и по кредитам, полученным организациями лесопромышленного комплекса в российских кредитных организациях на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива.
Также со стороны государства предоставляются гарантии по заемным кредитным ресурсам, происходит финансирование приоритетных научных инновационных проектов из средств федерального бюджета и осуществляется поддержка малых инновационных предприятий; реализуются меры по восстановлению кадрового потенциала и создания программ лизинга лесохозяйственной техники и оборудования.
Для российского лесного комплекса 2013-й стал знаковым годом. Он объявлен Годом охраны окружающей среды. В марте состоялось заседание Президиума Госсовета, одной из ключевых тем было развитие лесного хозяйства. Россия всегда играла заметную роль в международных процессах, связанных с проблемами использования лесных ресурсов. Многие страны, экономические и экологические условия которых схожи с российскими, стали ориентироваться на позицию России. Это страны, составляющие некогда единое экологическое пространство с Россией (Азербайджан, Белоруссия, Молдавия и др) [4].
Но, к сожалению, некоторые страны продолжают воспринимать Россию как страну, занимающую лидирующее положение только в нефтяной и газовой промышленности. Однако именно лес должен и может стать визитной карточкой страны, но этот ресурс пока еще недооценивается.
Поэтому, мероприятия, разрабатываемые государством, должны быть направлены на рациональное, неистощительное использование лесов, повышение доходов от использования лесных ресурсов, своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение квалифицированных рабочих мест, эффективное ведение лесного хозяйства, а также на рост технического и технологического производств, внедрение инноваций, восстановление производства основных видов лесной продукции.
Библиографическая ссылка
Пономарева И.Г., Зиновьева И.С. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-1. – С. 147-149;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34241 (дата обращения: 22.11.2024).