Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РАЗВИТИЕ ЛЕСНОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Кобзева Е.В. 1 Зиновьева И.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»
1. Бугаков В.М., Воронежская государственная лесотехническая академия: 80лет / под ред. В.М. Бугакова. – Воронеж: Изд. дом «Кварта», 2010. – 336 с. ил.
2. http://www.akvobr.ru/lesnoe_obrazovanie_v_rossii_oboznachaja_tendencii.html – Электронный журнал об образовании.
3. http://www.rosleshoz.gov.ru/activity/politics/docs/projects/0 – Лесная наука и образование.

В настоящее время подготовка кадров с высшим профессиональным образованием для лесного комплекса РФ реализуется в 12 ведущих вузах лесного профиля, а также на 44 факультетах и кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Минобрнауки России и Минсельхозу России.

Управление научно-образовательной деятельности в области подготовки кадров для лесного комплекса осуществляет учебно-методическое объединение (УМО). Сейчас с участием УМО реализуется переход лесного образования на двухуровневую систему подготовки. Например, создан и принят перечень направлений подготовки высшего профессионального образования для бакалавров и магистров в группе 250000 «Воспроизводство и переработка лесных ресурсов». В соответствии с приказом Минобрнауки России (№ 33 7 от 17.09.2009) в данный перечень, наряду с направлениями подготовки «Лесное дело» (250100) и «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» (250400), вошло новое направление подготовки – «Ландшафтная архитектура» (250700). При непосредственном участии УМО по этим направлениям подготовки были разработаны федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) для бакалавров и магистров. Ведется работа по формированию примерных и вузовских основных образовательных программ, реализующих требования ФГОС ВПО [2].

УМО активно взаимодействует с рабочей группой по подготовке кадров, науке и инновациям в лесном секторе экономики Совета по развитию лесного комплекса при Правительстве РФ. В частности, совместно с бизнес-сообществом разрабатываются профессиональные стандарты к должностям служащих и профессиям рабочих, занятых в лесном комплексе. Такие стандарты должны учесть профессиональные требования работодателей к выпускникам образовательных учреждений, а также послужить основой для дальнейшего совершенствования имеющихся образовательных стандартов. Эта работа осуществляется по инициативе Национального агентства развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей и Минздравсоцразвития России.

Несомненно, для развития отрасли сегодня нужны специалисты, совмещающие умения в лесной и природоохранной сфере и практические знания с современными экономическими интересами и управленческими навыками. Таких могут подготавливать лишь сильные профильные вузы со сложившимися богатой материальной базой, научными школами, тесными связями с производством. К ним относятся крупнейшие и известнейшие вузы – Московский государственный институт леса, Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова, Уральский государственный лесотехнический университет, Воронежская государственная лесотехническая академия – учебное заведение с 80-летней историей и «лесными» корнями.

Воронежская государственная лесотехническая академия (ВГЛТА) представляет собой многопрофильное учебное заведение, в состав которого входят 7 факультетов (лесной, лесопромышленный, механический, автомобильный и др.), реализующих 15 специальностей и направлений, 34 кафедры, региональный научно-образовательный центр «Юглес», образовательный научный центр «Декоративное садоводство», спортивно-оздоровительный лагерь и многое другое [1].

Сегодня ВГЛТА является одним из ведущих вузов среди высших лесотехнических учебных заведений России. Научному потенциалу Воронежской государственной лесотехнической академии могут позавидовать многие вузы. Учебно-методическую и научно-исследовательскую работу ведут свыше 400 преподавателей, в числе которых 43 доктора наук, 198 кандидатов наук. Академия проводит научные исследования, которые являются неотъемлемой частью подготовки высококвалифицированных специалистов.

Пятнадцать лет назад сотрудники Воронежской государственной лесотехнической академии совместно с НИИ лесной генетики и селекции осуществили первое в России клонирование экземпляров древесных пород. В этом направлении ученые добились высоких результатов. Сегодня путём клонирования одной клетки выращивается большое количество взрослых деревьев. Сотрудничество с НИИ продолжается и в настоящее время.

В структуре ВГЛТА имеется учебно-опытный лесхоз, который расположен на территории Воронежской и Липецкой области. Он занимает площадь в 13,7 тыс. га. С момента возникновения академии ученые и студенты вуза осуществляют на этой территории опытные посадки и наблюдения за ними.

В ВГЛТА (впервые в Черноземье) открыта кафедра ЮНЕСКО – Международный научно-образовательной центр по защите лесных экосистем. На его базе ведутся научные исследования по программе, разработанной, разработанной ЮНЕСКО.

В 2006 году в вузе был образован Совет молодых ученых – это структурное подразделение академии, созданное с целью содействия Ректорату и Ученому совету в реализации молодежной политики, подготовке высококвалифицированных педагогических и научных кадров и социальной поддержки молодых ученых. В своей работе Совет молодых ученых руководствуется Положением о Совете молодых ученых ВГЛТА. Также в академии создан научно-технический совет, председателем которого является проректор по науке и инновациям проф. Драпалюк М.В.

Студенты ВГЛТА ежегодно участвуют в конкурсе «Поколение Анстрем» на лучший студенческий проект или научную работу, который проводится Мебельным холдингом «Ангстрем»; в Студенческом научном форуме Российской Академии Естествознания.

В данный момент идут процессы обновления в системе лесного профессионального образования, происходит интеграция науки, образования и бизнеса, появляются «цепочки» в сфере лесного образования: «лицей – колледж – университет». При этом осуществление стратегии развития лесного комплекса на период до 2020 года потребует формирования кадрового потенциала для лесной отрасли нового качественного уровня. Специальная подготовка таких кадров требует сегодня значительного укрепления материально-технических баз образовательных учреждений, в том числе современным учебным и научно-исследовательским оборудованием.

Специалисты для лесного хозяйства составляют, в среднем, только одну пятую часть из числа всех обучающихся. Большая часть – это экономисты, и, конечно же, инженеры как главная составляющая, занятые в деревообработке и энергоемких отраслях производства. Отрасль и система образования не останутся без инноваций.

Лесное образование связано с сырьевой составляющей, не стоит забывать о том, что оно включает большой комплекс по подготовке специалистов для лесоперерабатывающей отрасли: деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности, мебельного производства.

Достаточно активное участие в конкурсах инновационных проектов принимают отраслевые вузы. В 2010 году в Воронеже прошел Всероссийский конкурс по инновационным научным проектам «У.М.Н.И.К», в котором приняли участие молодые ученые, аспиранты, и студенты, в том числе и ВГЛТА. В целом, на участников из нашего города пришлось 15 первых мест, 6 из которых завоевали представители ВГЛТА. И это далеко не единственный пример. Так, Санкт-Петербургский технологический университет растительных полимеров вместе с компанией «Илим Палп Энтерпрайз» выиграл конкурс по разработке инновационной технологии комплексной переработки древесины лиственницы с выводом на мировой рынок нового вида товарной целлюлозы. Можно привести целый ряд других примеров, подтверждающих то, что вузы лесной отрасли активно участвуют в конкурсах инновационных проектов.

Но ситуация с финансированием научных исследований в вузах лесной отрасли изменилась, и не в лучшую сторону. В лесной отрасли закрылись почти все научно-исследовательские институты. Ранее они прошли акционирование, что и привело их к развалу. На плаву остались немногие.

Не смотря на это, вузовская наука сегодня всё еще жива. Но, на наш взгляд, она не процветает. Происходит это по двум основным причинам. Во-первых, из-за недостатка финансирования лесохозяйственной науки – в частности, на проведение биологических и селекционных исследований. Во-вторых, из-за недостаточного количества грантов, которые выделяются именно под деревообрабатывающие, целлюлозно-бумажные и лесохимические производства.

При условии государственной поддержки фундаментальные и прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в сфере лесной науки и образования будут совершенствоваться. Необходимо создать условия для укрепления престижа лесной науки, для притока молодых кадров в научную сферу. Для этого необходимо осуществить модернизацию лесной науки с целью сокращения отставания технологической и технической оснащенности отечественной лесной отрасли от мировых лидеров, обеспечить внедрение инновационных продуктов в лесном секторе.


Библиографическая ссылка

Кобзева Е.В., Зиновьева И.С. РАЗВИТИЕ ЛЕСНОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-1. – С. 138-139;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34234 (дата обращения: 24.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674