Леса в природе и жизни человека имеют огромное значение. Лес как экологическая система является основным поставщиком кислорода на планете, влияет на водный режим и регулирует баланс воды, смягчает климат, защищает сельскохозяйственные земли, поглощает и преобразовывает воздух от химических загрязнений и выполняет другие функции. Вместе с тем лес – возобновляемый природный ресурс, используемый в лесозаготовительной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности, а также в рекреационной деятельности.
Площадь лесов Воронежской области составляет более 8 % общей территории региона и равна 501,7 тыс. гектаров. Леса нашей области по целевому назначению относятся к защитным лесам, подлежащие освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов. Использование защитных лесов возможно лишь при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями, не приведет к ухудшению их санитарного состояния и снижению их природоохранных функций [1].
В связи с тем, что леса Воронежской области не обладают значительными сырьевыми ресурсами, и их использование связано с защитными, природоохранными и экологическими целями, то предприятиям лесного хозяйства области необходимо сосредоточиться на озеленении территорий, глубокой переработке низкотоварной древесины и осуществлении рекреационной деятельности.
Для достижения данных целей и успешной их реализации необходимо эффективное взаимодействие и объединение интересов государства и бизнеса посредством государственно-частного партнерства. Однако до сих пор нет общепринятого определения понятия государственно-частного партнерства, поскольку данный механизм сотрудничества государства и бизнеса все еще находится на стадии становления и развития соответствующих инструментов. Тем не менее, в узком смысле под государственно-частным партнерством понимается средне- и долгосрочное сотрудничество государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.
Государственно-частное партнерство имеет давнюю историю, однако данный механизм слияния государства и бизнеса стал наиболее актуальным в последние десятилетия. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в настоящее время государство не обладает достаточным объемом средств для поддержки и развития тех социально-экономических сфер, которые являются капиталоемкими, что предопределяет вовлечение бизнеса в решение текущих задач.
Развитие государственно-частного партнерства в лесном хозяйстве обусловлено следующим рядом причин:
- нестабильность лесного законодательства;
- длительность срока производства лесной продукции и низкий уровень привлекательности лесохозяйственной деятельности для предпринимателей и инвесторов;
- доминирующая роль государства вследствие монополии государственной собственности на леса;
- необходимость рационального сочетания интересов государства и частного бизнеса [2].
- К основным формам государственно-частного партнерства относятся:
- государственные контракты;
- арендные отношения;
- соглашения о разделе продукции;
- концессионные соглашения;
- государственно-частные предприятия.
В настоящее время наиболее распространенной формой государственно-частного партнерства в лесном хозяйстве Воронежской области являются арендные отношения. На территории нашей области существует свыше 20 коммерческих лесохозяйственных предприятий-арендаторов. На арендованных лесных участках выполнение лесохозяйственных работ производится арендатором, не исключается также возможность привлечения подрядных и субподрядных организаций после заключения договора с арендатором. В данном случае государство, являющееся собственником лесных ресурсов, передает в аренду участки лесных площадей, возлагая при этом на бизнес обязанности по восстановлению ресурса, проведению санитарных и противопожарных мероприятий.
Также в декабре 2012 г. в Воронежской области был открыт лесной селекционно-семеноводческий центр (ЛССЦ) как одна из форм взаимодействия государства и бизнеса. На сегодняшний день Воронежский ЛССЦ не только полностью обеспечивает потребности региона в посадочном материале лесных культур с закрытой корневой системой, но и экспортирует его в соседние области.
В связи с тем, что лесные площади Воронежской области не являются привлекательными для предпринимателей и инвесторов, то наиболее эффективной формой государственно-частного партнерства могут стать областные унитарные предприятия, позволяющие более рационально использовать и воспроизводить лесные ресурсы, способствовать развитию частного бизнеса в лесном хозяйстве области, направленного на развитие конкурентоспособности и привлечение кадрового потенциала в данный вид деятельности. Такая форма реализации государственно-частного партнерства наиболее полно отвечает не только законодательным, предпринимательским аспектам, но и требованиям лесного хозяйства в отношении качества выполняемых работ и услуг на лесных участках Воронежской области.
При этом доходы областных унитарных предприятий не направляются в бюджет, а ежегодно должны направляться в специальный лесной фонд, предназначенный для поддержки тех унитарных предприятий, которые испытывают финансовые или иные трудности [2].
Считаем, что необходимо развивать государственно-частное партнерство в лесном хозяйстве Воронежской области, поскольку именно это направление будет способствовать реализации взаимовыгодных интересов государства и бизнеса с целью повышения инвестиционной привлекательности лесного хозяйства области.
Библиографическая ссылка
Дуванова А.Е., Зиновьева И.С. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-1. – С. 131-132;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34229 (дата обращения: 24.11.2024).