Лесной комплекс России на протяжении многих лет является одним из самых важнейших и перспективных направлений экономики.
Однако его развитию препятствует множество проблем: ограниченность внутреннего рынка из-за несоответствия предложения спросу и неплатежеспособности потребителей лесопродукции; чрезмерная либерализация внешней торговли лесом; повышение лесозаготовительными предприятиями своей финансовой устойчивости за счет экспорта продукции; нарушение принципа непрерывного не истощительного использования лесов.
На первый взгляд может показаться, что в российском лесном комплексе постепенно сокращается резерв роста производства и налицо все признаки системного застоя . В результате проблемы лесного комплекса выходят за рамки чисто экономических. Однако объективный анализ имеющегося потенциала лесного комплекса и условий его реализации в России свидетельствует, что это не так.
К объективным условиям, позволяющим решать основные стратегические задачи устойчивого развития лесного комплекса, можно отнести следующие [1]:
- наличие эксплуатационных запасов ценной древесины и сырья в целом по стране и особенно в малоосвоенных районах, благодаря которым можно значительно увеличить объем лесопользования без ущерба для окружающей среды;
- наличие и возможность подготовки квалифицированных специалистов и рабочих;
- накопленный в прежние годы научно-технический потенциал, позволяющий в относительно короткие сроки решить задачи по разработке новых и совершенствованию действующих прогрессивных технологий, машин и оборудования;
- возможность расширения рынка лесоматериалов внутри страны и за рубежом при условии разработки активной национальной лесной политики.
На лесных форумах неоднократно звучат высказывания о необходимости разработки активной экономической политики, предлагаются варианты документов, отражающих ее основное содержание, но все это остается пока на уровне предложений. Не чувствуется заинтересованности государства в скорейшей реализации мер по наведению порядка в лесном комплексе экономики и созданию условий для его устойчивого развития. Правильный выбор основных приоритетов экономической политики способствует, с одной стороны, ускоренному социально-экономическому развитию, с другой – обеспечению экономической безопасности страны в целом. Экономическая политика в данном случае должна быть направлена на решение двуединой проблемы: обеспечение наиболее полного использования экономического потенциала и максимально возможного привлечения инвестиций для решения этой задачи.
Осуществление национальной лесной политики тесно связано с реализацией эффективной экономической политики. В отличие от оборонной, космической, глобальной экологической и других видов государственной стратегии лесная формируется на основе единой правовой базы. совершенствование экономической политики в лесном секторе, на наш взгляд, должно осуществляться по следующим направлениям:
- первое – улучшение работы по организации внешнеэкономической деятельности, определяющую направление основного потока лесопродукции на экспорт, повышение заинтересованности производителей в выпуске высококачественной конечной продукции, повышение эффективности работы федеральных органов по стратегическим вопросам внешней торговли.
- второе – совершенствование системы платности за пользование лесными ресурсами. «Платеж, взимаемый на рентной основе, должен гарантировать обеспечение воспроизводства ресурсов, их охрану и защиту, а также приносить доход государству. Для решения данных вопросов следует реформировать налоговое, бюджетное и лесное законодательство» [2].
- третье – проведение политики по совершенствованию организационной структуры лесного комплекса и созданию сети лесопромышленных комплексов и комплексных лесных предприятий с целью организации рационального использования лесных ресурсов. Одним из вариантов совершенствования организации производства является создание вертикально-интегрированных производственных структур (лесных корпораций) и развитие сферы материально-технического снабжения.
Основными задачами национальной экономической политики лесного комплекса России являются:
- четкое определение вопросов собственности на леса и скорейшее завершение формирования правовой базы использования и воспроизводства лесных ресурсов;
- разработка направлений и способов реализации не истощительного пользования лесными богатствами;
- разработка структурной политики в лесном комплексе, учитывающей необходимость скорейшего развития лесоперерабатывающих производств;
- поиски путей формирования внутреннего рынка лесопродукции;
- совершенствование внешнеэкономических связей с созданием условий для недопущения демпингового ценообразования.
- разработка инвестиционной и инновационной политики.
Аспектами экономической политики являются:
- структурная политика;
- инвестиционная политика;
- инновационная политика.
Основными положениями, которыми необходимо придерживаться при разработке и совершенствовании структурной политики являются:
- устойчивое обеспечение потребителей (на внутреннем и внешнем рынке) лесопродукцией;
- расширение производства конкурентоспособной продукции;
- комплексность развития лесного производства с учетом рационального сочетания экономических, социальных, экологических интересов;
- общее повышение эффективности производства;
- обеспечение непрерывного не истощительного пользования лесом, расширенного воспроизводства защитных, рекреационных функций леса.
К основным задачам структурной лесной политики относится:
- увеличение доли продукции лесного комплекса в общем объеме промышленного производства и ВВП (ВРП);
- увеличение доли продукции лесного комплекса в общем объеме экспорта, доли продукции перерабатывающих производств в структуре экспорта лесопродукции;
- увеличение доли площадей и запасов ценного древесного и недревесного сырья в общей площади и запасах сырья лесного фонда;
- установление оптимальных пропорций между крупными, средними и малыми предприятиями в лесном комплексе;
- усиление влияния человеческого фактора: подготовка высококлассных специалистов и дальнейшее развитие социальной инфраструктуры.
К приоритетным направлениям инвестиционной политики в лесном комплексе, учитывающим специфику экономики можно отнести:
- инвестирование дальнейшего развития лесного комплекса и создание новых производств по глубокой переработке уникального природного сырья (биологически активные вещества и лекарственные препараты, продовольственные товары и др.), плантационное лесоразведение;
- восстановление и модернизация производств специализации, обеспечивающих равноправное участие региона в экономическом развитии страны (выпуск уникальных древесных плит, пиломатериалов ценных пород, древесной массы, целлюлозы, картона и др.) и изменение пропорций между добывающими и обрабатывающими секторами комплекса;
- реализация системы гарантий для предпринимательского капитала через государственные и частные страховые рычаги.
Активизация инновационной политики в лесном комплексе может быть осуществлена на основе использования возможностей научных организаций.
Имеющийся потенциал академических институтов использовался в годы экономических реформ недостаточно полно вследствие резкого сокращения финансирования научных исследований государством. Промышленность и другие отрасли, находясь в состоянии глубокого спада, не могли использовать в своей деятельности результаты научных исследований. Отраслевые и ведомственные НИИ в определенной мере утратили свое влияние на развитие экономики.
Основная проблема заключается в том, что даже незначительный перерыв в исследовательской работе обусловливает отставание науки и отсутствие развития на будущее. Следовательно, тот научно-технический потенциал лесного комплекса, который в прошлом веке характеризовался как современный и эффективный и номинально сохранился до сегодняшнего дня, требует укрепления новыми идеями и технологиями. Требуются большие капитальные и текущие затраты на его восстановление и обновление в настоящее время.
Таким образом, возможность повышения уровня использования экономического потенциала лесного комплекса обусловлена формированием экономической политики, которая позволила бы по-другому в настоящее время, подойти к использованию имеющихся лесных ресурсов.
Библиографическая ссылка
Галкина Л.А., Зиновьева И.С. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-1. – С. 129-130;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34227 (дата обращения: 24.11.2024).