Современный этап развития российской экономики свидетельствует о необходимости переориентации деятельности предприятий, т.е. переход на инновационный тип развития с целью повышения своей конкурентоспособности не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. Вследствие этого актуальной управленческой задачей становится повышение инновационности организаций, посредством использования целенаправленных изменений, вливающих в среду функционирования новые относительно стабильные элементы, позволяющие четко и адекватно реагировать на изменения рынка. В результате инновационное развитие становится эффективным рыночным инструментом управления современными социально-экономическими системами, а инновационность – одним из конкурентных их преимуществ.
В теории инноватики под инновационным развитием понимается последовательность реализованных новшеств, которая охватывает не одну узкую область (например, производство продукции), а включает в себя также сферы, влияющие на общий результат (управление, маркетинг, обучение, финансы, сбыт и т.д.). Из данного определения следует, что инновационное развитие должно носить комплексный характер.
Общепринято рассмотрение понятия «инновационное развитие» с разной степенью детализации:
- во-первых, как целенаправленное неуклонное повышение конкурентоспособности и экономической эффективности предприятия, имеющее качественный характер и основанное на интенсивных факторах развития – знаниях, информации, передовых технологиях и т.п.;
- во-вторых, как целенаправленное постоянное совершенствование и повышение эффективности собственно инновационной деятельности предприятия.
Инновационное развитие отличается от технического развития и даже научно-технического, что содержит элемент динамизма, характеризует способность хозяйственной единицы развиваться на собственной основе в будущем (рис. 1).
Инновационное развитие предусматривает разработку и внедрение инноваций, их целенаправленный поиск, посредством развития и реализации творческого потенциала персонала и формирования особой инновационной организационной культуры и восприимчивости новшеств.
Рис. 1. Взаимосвязь понятий технического, научно-технического и инновационного уровней
В область инновационного развития предприятия подпадают самые различные процессы, среди них: разработка нового продукта или качественное изменение существующего продукта; внедрение новых видов деятельности; развитие новых методов производства и распределения (складирование, доставка и реализация) продукта; освоение новых рынков сбыта; разработка новых источников поставок сырья и других факторов производства; развитие новых форм управления персоналом, в том числе методов набора, оценки, и движения; внедрение новых методов и стандартов управления; реализация новых или измененных стратегических направлений предприятия; внедрение новых источников (схем) получения финансовых ресурсов; внедрение новых форм взаимодействия с элементами внешней среды.
Не вызывает сомнения тот факт, что инновационное развитие социально-экономических систем основано на использовании инноваций, а те в свою очередь основаны на новшествах, которые получаются в результате трансформации знаний (рис. 2).
Рис. 2. Трансформация новшества в нововведения (инновации)
Экономическая сущность инноваций трактуется неоднозначно и в течение длительного времени остается спорной. Вследствие чего в современной теории инноватики инновации рассматриваются с нескольких сторон:
- как развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности работы предприятия;
- как любое изменение, связанное с использованием новых или усовершенствованных технических и технологических решений в технике и технологии, организации производства, в процессах сбыта и снабжения и т.д.;
- как объект, внедренный в производство в результате проведения научного исследования или открытия, качественно отличный от предыдущего аналога. При этом инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услугами по сравнению с предыдущим продуктом.
- как результат творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительских стоимостей, применение которых требует, чтобы использующие их лица либо организация изменили привычные стереотипы деятельности, навыки;
- как процесс инвестирования в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования, вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии, распределение ресурсов и фондов в организациях, поскольку именно они отражают приверженность к созданию новых продуктов.
Инновации приобретают все большее значение для повышения конкурентоспособности и устойчивого роста не только национальных экономик но и предприятий всех сфер деятельности. Страны, которые осуществляют инновационную политику, развивают экономику знаний, демонстрируют свою эффективность и высокие темпы экономического развития. В результате инновационное развитие предприятия представляет собой часть общего жизненного цикла инновации (рис. 3).
Основное назначение инновационного развития как категории состоит в том, чтобы теоретически обозначить главные проблемы инновационной пассивности социально-экономических систем и показать пути их практического преодоления. Одной из существенных проблем инновационной пассивности предприятий, требующей методологического разрешения, выступают сложности одновременного финансово-экономического обеспечения текущей хозяйственной и перспективной инновационной деятельности. Возможным разрешением этой проблемы могут стать анализ инновационной активности и оценка инновационного потенциала предприятий.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что инновационное развитие предприятия как экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих по поводу организации целенаправленного повышения его экономической эффективности и конкурентоспособности на основе инноваций.
Рис. 3. Жизненный цикл инновации
При этом инновации связывают различные по характеру и способам управления области хозяйственной деятельности: науку, производство, инвестиции, реализацию продукции. Совершенствование стилей и приемов инновационного управления, быстрое и адекватное реагирование на изменение конъюнктуры рынка, острая необходимость в управлении внедрения новшества, развитие новых направлений инструментов в работе организации, совершенствование всех основных элементов, современного инновационного менеджмента применительно к специфике российского рынка дают возможность руководителям использовать все виды резервов для успешного развития деятельности предприятия.
Библиографическая ссылка
Чичерин Ю.А., Грибова Я.Ю. ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-1. – С. 99-101;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34209 (дата обращения: 24.11.2024).