В настоящее время привлечение иностранных инвестиций в экономику является одной из движущих сил развития экономики. Если будут инвестиции, будет и экономический рост. В условиях, который сегодня создал мировой финансово-экономический кризис инвестиции хоть и не большие привлекаемые государством являются еще одним шагом преодоления последствий кризиса.
Инвестиции – это более широкое понятие, чем капитальные вложения. Инвестиции выступают вторым после потребления компонентом общих, или совокупных расходов. Инвестиции означают расходы на строительство заводов, станки и оборудование, изменение запасов. Инвестиции можно классифицировать по целому ряду признаков. Различают валовые и чистые инвестиции, портфельные, реальные, стратегические, прямые и косвенные. Если говорить об инвестициях в российскую экономику, то можно сказать что их история уходить корнями в далекие годы Русской Империи. В те далекие времена в российскую экономику вкладывали Франция и Германия. Также после Второй мировой войны за счет иностранных инвестиций восстанавливалась экономика СССР.
На сегодняшний день инвестиционная привлекательность России находится не на самом высоком уровне. Хоть и РФ достаточно богата природными ресурсами, и имеет относительно не дорогую, хорошо образованную рабочую силу. По оценкам компании Ernst and Young в 2011 году Россия была самой привлекательной для инвесторов. В 2011 году рост инвестиций составил 20-25 %. Однако это связано несколько улучшением инвестиционного климата самой России, сколько ухудшением экономического положения в других странах мира. А по мировым рейтингам удобства ведения бизнеса Россия занимает 120 место, что свидетельствуют о наличии ряда проблем, сдерживающих рост инвестиций в экономику страны.
Итак, давайте рассмотрим, какие же проблемы таит в себе Россия для зарубежных инвесторов. Как известно главное, чем руководствуются инвесторы, вкладывая свои деньги в какую-нибудь страну, это достаточно предсказуемая экономическая политика в стране, развитость ее законодательства, а также приемлемые налоговые ставки. И первая проблема, которая заставляет иностранных инвесторов воздерживаться от инвестиций в РФ это недостаточная развитость законодательства и судебных органов власти. Для примера можно взять ситуацию, произошедшую с компанией Роснефть, у которой компания Yukos Capital, подконтрольная бывшим менеджерам «ЮКОСа» высудила 185,9 миллионов. долларов. Все началось в 2004 году когда люксембургская компания предоставила дочерней компании Роснефти «Самаранефтегазу» кредит в размере 2,4 миллиарда рублей. В 2007 году Международный арбитражный суд при Международной торговой палате (МАС МТП) вынес решение о выплате в пользу люксембургской компании полной суммы займов, процентов в размере 664,8 миллиона рублей, потраченных на разбирательство в международном арбитраже, и оплате судебных издержек на 284 400 долларов. Эта ситуация показывает как недостаточно развита российское законодательство. Стоит отметить, что компания Yukos Capital изначально пыталась высудить эти деньги в российских судах, однако все они признавали договор займа недействительной. И поэтому России необходимо совершенствовать свое законодательство, чтобы инвесторы были уверены, что смогут защитить свои права. Следующая проблема, которая препятствует развитию инвестирования это высокая степень коррупции.
Согласно статистическим данным в докризисные годы в Россию инвестировалось до 100 млрд. долларов в год. Это относительно не большая сумма. В период кризиса естественно инвестиции снизились, а в 2010 году вообще можно охарактеризовать периодом мощного оттока капитала из России. В настоящее время РФ достигла до кризисного уровня инвестиций, но как мы уже сказали, данный уровень иностранных инвестиций не устраивает правительство и поэтому президент Российской Федерации В. Путин поставил задачу к 2015 году достигнуть уровня инвестиций 600 млрд. долларов. Эта цель формулировалась исходя из того что доходы населения будут расти при уровне роста ВВП 3-4 % в год, но к сожалению сейчас мы наблюдаем что Российская экономика находится в стагнации. И крайне сомнительно, что России удастся достичь этого уровня инвестиций в ближайшие 4-5 лет, так как российская экономика в высокой степени зависит от цен на энергоресурсы. Отсюда следует, что государству необходимо избавляться от этой зависимости и добиться сбалансированности экономики.
Россия – страна с такими резкими межрегиональными экономическими, социальными и политическими контрастами, что каждый потенциальный инвестор имея достаточную информацию способен найти для себя регион с вполне благоприятными или хотя бы удовлетворительными условиями инвестирования. Такая информация должна быть отражена в рейтингах инвестиционной привлекательности отдельных субъектов федерации, или, говоря проще, в рейтингах инвестиционного климата субъекта федерации.
На сегодняшний день субъекты Российской Федерации применяют широкий спектр экономических инструментов, помогающих созданию благоприятного инвестиционного климата на всех уровнях государственной власти. Многие субъекты федерации разработали и воплощают в жизнь на своей территории межрегиональные программы государственной поддержки инвестиционной деятельности. Широкое распространение получили такие меры, как освобождение от уплаты в бюджет федерации налогов на прибыль и имущество при определенных условия, предоставление беспроцентных ссуд и гарантий местных органов власти, снижение налога на поддержание жилого фонда, отсрочка по налоговым и арендным платежам, и др. Эти льготы предоставляются на основе принятых нормативно-правовых актов на областном, краевом и республиканском уровнях.
К примеру, в Новгородской области организации с иностранными инвестициями, которые занимаются производственной деятельностью и имеют регистрацию на территории области, освобождаются от уплаты всех налогов в областной и местные бюджеты пока не окупятся вложенные средства. Также функционирует система гарантий, предоставляемая областной администрацией, в том числе за счет средств гарантийного фонда, которые предусмотрены законом о бюджете области.
В Московской области инвесторам при определенных условиях государство предоставляет такие льготы как снижение налоговых ставки до 10 %. Эти льготы предоставляются на срок не более трех лет.
Еще один пример осуществления поддержки иностранным инвесторам можно наблюдать в Псковской области, в которой ставки по налогу на прибыль сокращены на 50 %, но при условии, что инвесторы будут вкладываться в приоритетные области экономики региона. Данные льготы также предоставляются на срок не более трех лет.
В Калужской области широко практикуется предоставление беспроцентных ссуд тем предприятиям, которые привлекают иностранные инвестиции.
Во Владимирской области принят закон, согласно которому предприятия с иностранными инвестициями занимающиеся производственной деятельностью освобождаются от налога на прибыль, при условии что доля инвестиций в уставном капитале предприятия составляет не менее 30 %, а выручка, полученная от производственной деятельности превышает уровень 70 % от общей суммы выручки от реализуемой ими продукции. Срок освобождения от налогов установлен на уровне двух лет.
Похожие налоговые льготные условия для инвесторов созданы на территории таких субъектов федерации как: Хабаровск, Белгород, Тверь, Тюмень, Рязань, республиках Чувашия и Бурятия и другие.
Для того чтобы улучшить инвестиционную привлекательность, в стране была создана и в настоящий момент развивается система связи между регионами, российским центром содействия иностранным инвестициям (РЦСИИ) и зарубежным бюро РЦСИИ. В данной системе работа осуществляется по следующим направлениям:
Подготовка информации и наиболее полное оказание поддержки субъекту федерации в инвестиционных проектах и улучшении инвестиционного имиджа.
Обеспечение иностранных инвесторов информаций посредством зарубежных бюро РЦСИИ.
Проведение различного рода презентаций для потенциальных зарубежных инвесторов, с целью уведомления их о проводимых в регионе различных инвестиционных проектов.
Распространение публикаций в иностранных средствах массовой информации, различных изданиях и в мировой сети Интернет материалов отражающих инвестиционную привлекательность России, и ее отдельных субъектов.
Для привлечения дополнительных инвестиционных средств, во всемирную Паутину включены 200 проектов победителей конкурса по размещению централизованных инвестиций. Также размещена информация о предложениях и инвестиционных проектах Мордовской республики, Краснодарского края, Московской, Новгородской, Ивановской, Костромской, Тульской, Оренбургской, Ростовской и Свердловской областей.
Практически регулярно РЦСИИ и Министерство экономического развития, совместно с администрациями субъектов федерации, демонстрируют за рубежом презентации, которые отражают инвестиционную привлекательность России. Данные презентаций демонстрируются с целью установления рабочих контактов между представителями субъектов федерации и иностранными финансовыми учреждениями, определения перспективных направлений внешнеэкономических и производственных связей, определение различных областей в которых будет осуществляться сотрудничество. Так иностранным инвесторам были продемонстрированы презентации республик Татарстан, Коми, Башкортостан, Якутии, Адыгеи, Ингушетии, Чувашии, Московской, Самарской, Ивановской, Пермской, Воронежской, Иркутской, Калининградской областей, Санкт-Петербурга и многих других субъектов федерации Российской Федерации.
Для того чтобы создать региональную инфраструктуру содействия инвестициям оказывается помощь субъектам федерации по разработке различных инвестиционных программ. Так, для привлечения инвестиций в Кемеровскую область, корпорацией «Кузбассинвестуголь» и РЦСИИ была подготовлена программа по привлечению инвестиций, которая получила название «Окно в Кузбасс», предоставлены методические материалы для создания институтов содействия иностранным инвестициям в ряде субъектов федерации (Нижний Новгород, Красноярск, Кемерово, Алтай, Чита, Татарстан). В Чебоксарах проведена межрегиональная конференция «Технологии привлечения иностранных инвестиций в российские субъекты федерации»; в ней приняли участие представители 10 российских субъектов федерации. Целью конференции является оказание методической помощи российским предприятиям и администрациям в работе по привлечению зарубежных инвестиций, содействие в установлении рабочих контактов с зарубежными финансовыми организациями.
Одной из важных форм совершенствования работы по привлечению иностранных инвестиций, стало то, что на различных научно-практических конференциях и совещаниях, в которых участвовали представители субъектов федерации стало обобщение опыта работ, которые проводились на федеральных и региональных уровнях управления, в разных сферах предпринимательской деятельности, и выработка действительно эффективных мер по увеличению активности инвестиционной деятельности.
Появление в РФ вместо единственного инвестора – государства – множества самостоятельных хозяйствующих субъектов и потенциальных инвесторов, а также приход на российский рынок иностранных инвесторов обусловили потребность в оценках инвестиционной привлекательности субъектов федерации России. Но так как конкретные условия в субъектах Федерации, существенно отличаются от присущих стране в целом, то механическое перенесение известных и апробированных в международной практике методических подходов к оценке их инвестиционного климата оказалось невозможным. Как следствие в последние годы был выполнен целый ряд различных оценок инвестиционной привлекательности субъектов федерации России, причем не только отечественными, но и зарубежными исследователями и фирмами.
Самым распространенным методом, который применяется в таких исследованиях, является ранжирование субъектов федерации. В результате этой процедуры составляется рейтинг, то есть линейный ряд объектов, в котором они по сочетанию выбранных признаков находятся на равном расстоянии друг от друга. Каждому из них присваивается порядковый номер (ранг), соответствующий его месту в общем ряду. Наиболее предпочтительному объекту обычно присваивается первый ранг. На основе, как рейтингов, так и абсолютных значений показателей осуществляется группировка. В этом случае каждый из субъектов федерации относится к определенному типу объектов, который выделяется экспертами по сочетанию условий инвестирования и уровню предпочтительности для инвестора.
На основе данных, которые получаются ежегодно, можно сделать вывод что подавляющее большинство средств поступающих в российскую экономику и уходящих из неё – это средства, которые участвуют в «черных» (нелегальных) схемах. И как бы, не печально было это признавать, но значительная часть экономики нашей страны – криминальная. Именно из-за этого неприятного факта большинство зарубежных инвесторов не торопятся вкладывать свои деньги в такую богатую ресурсами страну как Россия..
Учитывая все выше сказанное, руководству страны крайне важно учитывать этот факт при разработке эффективной стратегии развития России, а также принять необходимые меры по улучшению инвестиционного климата страны и отдельных ее субъектов. К этим мерам можно отнести следующие:
– ужесточение контроля за, федеральными финансовыми ресурсами, которые вливаются в банковский и реальный сектор экономики
– обеспечение в проведении честной и прозрачной налоговой политики, а также внедрение прогрессивных налогов, искоренение „черных бухгалтерий“ предприятий
– большие вливания денежных средств, в реальный сектор экономики, – огромные средства находятся в Фонде национального благосостояния России (2 трлн. 690,63 млрд. руб.) и в Резервном фонде Российской Федерации (1 885,68 млрд. рублей), сосредоточены эти средства в большей своей массе на счетах в Соединенных Штатах Америки в счет государственных облигаций. Тем самым эти деньги работают не на экономику нашей страны, а на экономику нашего конкурента;
– ускорить рост рынка ценных бумаг, превратить РТС и ММВБ в ведущие валютные биржи.
В заключении можно сделать вывод, что для отечественной экономики еще не все потеряно и, что даже в некоторых областях есть положительное продвижение. Но, в общем и целом этого недостаточно для качественного рывка вперед. А все предпосылки к этому рывку в стране имеются. Это и золотовалютные запасы, и отлично развитые предприятия в добывающей сфере (газ, нефть, драгоценные, цветные и черные металлы), ряд промышленных предприятий хорошо зарекомендовавших себя как в России, так и за рубежом. А главное – это люди и человеческий потенциал. Огромное число талантливых и перспективных людей, которые неравнодушны к судьбе своего государства, живет в нашей стране. И необходимо обратить на них особое внимание, оказать им полномасштабную поддержку, так как это приведет нас к инновационному прорыву, который на сегодняшний день крайне необходим нашей экономике, производству, науке, политике, образованию и другим сферам. Инновационное развитие отдельных отраслей мультипликационно, с синергетическим эффектом обеспечит общую динамику развития.
Библиографическая ссылка
Лазаренко Л.Е., Габрильянц А.А. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-1. – С. 56-58;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34184 (дата обращения: 24.11.2024).