Особую угрозу безопасности населения представляет терроризм. И хотя в историческом плане терроризм как явление не может считаться новым, его современные масштабы, тяжесть последствий, направленность не только на противников, но и на мирных непричастных граждан, придают ему чрезвычайную опасность.
Как показали события 1 сентября 2004 г. в Беслане, объектами террористических атак могут стать и образовательные учреждения. Сразу после трагедии вышел Указ Президента России [1], в котором ставилась задача в кратчайшие сроки разработать эффективные меры по предупреждению и пресечению террористических проявлений, в том числе и в образовательных учреждениях.
Минобрнауки России проводит целенаправленно работу по обеспечению безопасности в сфере своей компетенции.
В 2004-2007 гг. была реализована программа Министерства «Безопасность образовательного учреждения», основными ожидаемыми результатами которой являлись повышение безопасности образовательных учреждений, снижение рисков возникновения пожаров, аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей, экономия на этой основе государственных расходов и получение социально-экономического эффекта [2].
В сентябре 2005 г. утверждено Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Минобрнауки и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств [3].
В августе 2008 г. опубликованы Методические рекомендации по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений РФ [4], согласно которым, решение о начале деятельности образовательного, научного учреждения, организации должно приниматься уполномоченными на это межведомственными комиссиями, сформированными органами исполнительной власти субъектов РФ. Для положительного решения вопроса объект должен отвечать определённым требованиям [4]:
• наличие периметрального ограждения и освещения территории;
• обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями;
• наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля);
• оборудование входными дверями, выполненными из материалов, позволяющих обеспечить надежную защиту от несанкционированного проникновения посторонних лиц;
• наличие служебной документации, обеспечивающей пропускной, внутриобъектовый режим, отражающей информацию о проведении занятий с персоналом по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также соответствующих инструкций для персонала;
• определение должностного лица, ответственного за принятие мер по антитеррористической защите образовательного, научного учреждения или организации.
В документе [4] подчёркивается, что одним из критериев обеспечения безопасности при рекомендованной оценке (мониторинге) готовности учебных заведений к новому учебному году следует считать антитеррористическую защищённость образовательного объекта.
На сайте Минобрнауки России опубликованы Перечень мер и Рекомендации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере компетенции Министерства [5, 6].
Библиографическая ссылка
Романова Ю.В., Евстигнеева Н.А. АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 5-1. – С. 217-218;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=33862 (дата обращения: 21.11.2024).