Современные отечественные контейнеровозы в основном работают на фидерных и каботажных перевозках или обслуживают относительно короткие зарубежные линии. Поэтому для них характерна вместимость до 3000 TEU. Общая схема размещения контейнеров у контейнеровозов данного типа с кормовым расположением блока помещений экипажа и ходовой рубки показана на рисунке 1.
На основе анализа архитектурно-конструктивного типа современных контейнеровозов средней контейнеровместимости, их корпус может быть условно разделен на четыре части:
– район форпика: от носового перпендикуляра до носовой переборки первого грузо-вого трюма;
– район грузовых трюмов: от носовой переборки первого грузового трюма до носо-вой переборки машинного отделения;
– район машинного отделения (МО);
– район ахтерпика: от кормовой переборки МО до кормового перпендикуляра.
Рисунок 1 -Схема контейнеровоза с кормовым расположением надстройки
Тогда длину между перпендикулярами L через ее составляющие можно записать так:
L= Lф + Lтр +Lмо +Lа, (1)
где Lф – длина форпика; Lтр – суммарная длина грузовых трюмов; Lмо – длина машинного отделения; Lа – длина ахтерпика.
Суммарная длина грузовых трюмов Lтр зависит от количества штабелей контейнеров по длине трюма и определяется по формуле:
Lтр = kтр nшт lFEU , (2)
где: lFEU – длина стандартного 40-ft контейнера, м (lFEU =12.21 м); nшт – число трюмных штабелей 40-ft контейнеров; kтр– коэффициент зазоров группы грузовых трюмов, учитывающий габаритные размеры коробчатых поперечных переборок, блоков коробчатых ячеистых конструкций и все зазоры между контейнерами, направляющими и т.д.
Остальные составляющие длины в (1): длину форпика Lф ; длину машинного отделения Lмо; длину ахтерпика Lа, предлагается определять в зависимости от самой длины L на основе статистической обработки, в виде функционалов Lа(L), Lмо(L) и Lф(L).
Для статистической обработки было проанализировано более 50 проектов современных контейнеровозов вместимостью от 500 до 3500 TEU. Анализ исходных данных показал, что искомые функциональные зависимости носят явно линейных характер (рисунок 2).
Рисунок 2 -Зависимость длины машинного отделения от длины судна
На основе статистического анализа по методу наименьших квадратов для отдельных составляющих длины были получены следующие статистические зависимости:
– длина форпика
Lф = 0.045L+2.96 ; (3)
– длина ахтерпика
Lа = 0.042L + 1.3 ; (4)
– длина машинного отделения
Lмо = 0.12L + 1.66 . (5)
Решая уравнение (1) совместно с уравнением вместимости, с учетом зависимостей (2)–(5), можно получить значение длины контейнеровоза обеспечивающую требуемую кон-тейнеровместимость уже в первых приближениях.
Библиографическая ссылка
Игумнова О.Д., Бурменский А.Д. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИНЫ КОНТЕЙНЕРОВОЗОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 5-1. – С. 137-138;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=33771 (дата обращения: 21.11.2024).