Как указывает Н.И. Пьявченко [1], все многообразие проблем и более мелких вопросов изучения болотных биогеоценозов не позволяет достаточно в полном объеме исследовать все связи и процессы в биогеоценозе.
Современные болотные ландшафты – результат направленного процесса развития природы и климата в послеледниковое время, начиная с раннего голоцена. Этот процесс, не прекращающийся в течение всего послеледниковья, привел к перераспределению соотношения озер, лесов и болот, а накопившиеся торфяные отложения не только сгладили первоначальный рельеф, но и изменили гидрогеологический режим территории. В соответствии с ландшафтно-морфологическими условиями количественные и качественные характеристики болотных ландшафтов формируются в условиях сложного взаимодействия самых различных по происхождению природных факторов. Даже болота, расположенные в одинаковых климатических условиях, но имеющие разные характеристики геолого-геоморфологического строения минерального субстрата, его генезиса, местоположения в рельефе, характера водно-минерального питания, типа болотного почвообразования, могут отличаться не только развитием болотообразовательного процесса, но и условиями торфонакопления.
В теоретическом плане для наиболее полного выявления природы процесса торфонакопления необходимо проведение исследований и получение информации на основе установления его причинно-следственной генетической взаимосвязи с почвенно-ботаническими, гидрохимическими, геологическими, геоморфологическими и другими природными факторами. В практическом плане, прежде всего, необходимо объяснение закономерностей современного состояния болот с целью прогноза дальнейшего их саморазвития в естественных условиях, сознательного использования и преобразования в процессе жизнеобеспечения и хозяйственной деятельности общества, в природоохранном обустройстве территорий.
Компонентную структуру любого биогеоценоза определяют две части неживая (косная – экотоп), живая (биокосная – биотоп). Эти части находятся в постоянном материально-энергетическом взаимодействии. Компоненты являются материальными телами и вносят в болотный биогеоценоз вещество и энергию [2].
Биогенное осадконакопление избыточно увлажненных участков суши связано с развитием болотообразовательного процесса и процесса торфонакопления. Известный исследователь болот А.Д. Дубах [3, 4] – первый обратил внимание на особенности болота, как природного образования, отличного и от суши и от водоемов. Впервые взгляд на болото как на природное единство, закономерно складывающийся и живущий географический ландшафт, или эпитип, был высказан Р.И. Аболиным [5]. Болотный ландшафт, настолько сложная геосистема, что современный ход развития науки о нем требует постоянного пополнения арсенала новых научных идей и разработок, основанных на более полном учете всех данных и факторов, характеризующих природную обстановку.
На современном этапе развития исследований, с учетом ранее данных определений, болото рассматривается как географический ландшафт, который возникает и развивается под влиянием факторов среды и растительности, характеризуется постоянной или периодической избыточной влажностью, гидрофильностью надпочвенного растительного покрова, особым типом почвообразовательного процесса, накоплением торфа не менее 30 см в неосушенном состоянии и 20 см – в осушенном виде. Болота сложная развивающаяся экосистема, участвующая в гидрологическом и биологическом балансе территории; особый тип биома, промежуточный между сушей и водоемом [6].
В статье предпринимается попытка разработать классификацию болотных биогеоценозов на минеральной геологической основе. По мнению автора, начало развития болото- и торфообразовательного процесса неоспоримо предопределено генезисом, условиями залегания, структурой, составом и свойствами минеральной геологической среды, которая сама была уже сформирована на основе природных геологических процессов и явлений в условиях отсутствия жизни на Земле. Функциональную структуру болотного биогеоценоза определяют его материальный компонентный состав; проявление, участие и действие каждого компонента в общей системе биогеоценоза. На болотах развиваются специфические биогеоценозы, в состав которых включены компоненты биокосной и косной природы [7 – 10] (рис. 1).
Рис. 1. Схема структурно-функциональной структуры болотного биогеоценоза
Так, болотный экотоп, включающий природные воды, атмосферу, минеральную геологическую среду в составе минеральных отложений, представляет собой косную (неживую) часть болотного биогеоценоза и является материально-энергетической базой по поставке веществ и энергии, на основе которых работает живая часть системы.
Болотный биотоп, включающий болотную растительность, микроорганизмы, животное население в составе болотные почв и торфяных отложений, представляет биокосную (живую) часть болотного биогеоценоза и является трансформатором ресурсов косной части в разнообразный мир органических веществ (остатков растений – торфообразователей, разложившейся растительной массы) и фиксированной в них энергии солнца за счет процессов питания, дыхания, роста, последующего отмирания и аккумуляции (накопления) органического материала – торфяных отложений. Болотная растительность относится к первичным продуцентам, или автотрофам, cоздающим первичное вещество торфа. Животное население относится к консументам как потребителям готовых органических веществ. Микроорганизмы относятся к редуцентам как разрушителям органических материалов. Они разрушают сложные органические вещества.
Основу классификации болотных биогеоценозов составляет минеральная геологическая среда: ее строение, состав, структурные особенности и свойства, в итоге определяющие обстановку и условия возникновения и развития болото- и торфообразовательного процесса. Независимо от генезиса минеральная геологическая среда сложена в основном раздробленным, раздельнозернистым, обломочным и водопроницаемым материалом, который по фракционному составу отвечает песку, супеси и суглинку, глине. Оптимальная глубина залегания грунтовых вод, при которой геологическая среда с поверхности становится обильно увлажненной, определяется прежде всего высотой капиллярного поднятия и наличием подвижного горизонта капиллярной каймы (ПГКК). В соответствии с этим положением устанавливаются условия возникновения и развития болото- и торфообразовательного процесса на отдельных участках поверхности суши при неглубоком залегании грунтовых вод. Если минеральная геологическая среда, независимо от генезиса, сложена песчаным материалом, то оптимальная глубина залегания грунтовой воды укладывается в интервале 10…100 см. Для супесчаного материала глубина залегания грунтовой воды отвечает диапазону в 150…200 см. Для геологической среды, сложенной суглинистым материалом, характерна глубина залегания грунтовой воды в интервале 200…400 см [9, 10]. Болотные биогеоценозы, занимающие различные участки поверхности суши, принято подразделять на три основные группы: региональные, локальные и линейные
(рис. 2), которые с различным по составу обломочным материалом приурочены к природным объектам суши (таблица).
Рис. 2. Классификация болотных биогеоценозов
на основе природных геологических процессов и явлений
Основные геологические процессы, области и генетические формы их распространения, литологический состав рыхлых отложений, определяющих классификацию болотных биогеоценозов.
Библиографическая ссылка
Макаренко Г.Л. О КЛАССИФИКАЦИИ БОЛОТНЫХ БИОГЕОЦЕНОЗОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 12. – С. 123-126;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=33610 (дата обращения: 21.11.2024).