Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ И СРЕДА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Казарьянц К.Э. 1
1 ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»
Проблемы, связанные с культурой в целом и культурой педагогического сообщества в частности, для отечественной философии, психологии, педагогики всегда были актуальными. В данной статье раскрываются теоретические, методологические методические положения индивидуальной культуры и культуры педагогического сообщества.
культура
постфигуративная
конфигуративная
префитуративная культура; индивидуальная культура; культурная среда; культура сообщества
1. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Логос, 2003.
2. Казарьянц К.Э. Индивидуальная культура и культура педагогического сообщества: монография / К.Э. Казарьянц. – М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2007. – С. 12-14.
3. Казарьянц К.Э. Диалог культур в билигвальном образовании студентов / Отечественная и зарубежная педагогика. – 2003. – № 3. – С.143-152.
4. Маргарет Мид. Культура и мир детства. – М., 1988.
5. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М.: Политиздат, 1989. – С. 119-120.
6. Hall E.T.: Monochronic and Polychronic Time. In: Samovar / Porter 1997, 277 – 284.

Понятие «культура» охватывает всю совокупность традиций сообщества, определяющих поведение его членов, включая и качественное своеобразие этих традиций в данное время и данном месте. Культура фиксирует особенности жизни этнической группы, данного географического ареала или сообщества – так говорят о культуре индейцев майя, восточной культуре (в противоположность западной) или субкультуре тинейджеров (подростков). Культура содержит в себе систему ценностей и идей, выражает реально значимые для сообщества психические состояния и определяет конкретные условия формирования личности.

Стремясь подчеркнуть единство культуры и ее роль как среды развития каждого отдельного человека сошлемся на слова древнегреческого философа Анаксимена, который заметил, что «наша душа, будучи воздухом, сплачивает каждого из нас, и дыхание, и воздух охватывают весь космос». О культуре имеет смысл говорить только в связи с человеческой деятельностью. Культурная преемственность – это распространение информации о таких способах поведения, которые не передаются по наследству, отсутствуют во врожденных программах и приобретаются в процессе жизни, индивидуального развития.

Значительный вклад в изучение культурных традиций у людей внес выдающийся английский этнограф и историк Э.Б. Тайлор. «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле, – писал он, – слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» [5]. Тайлор был одним из основоположников эволюционного подхода к изучению культуры, призванного учитывать и ее внутреннее единство, и разнообразие: «Явления культуры у различных человеческих обществ, поскольку могут быть исследованы лежащие в их основе общие начала, представляют предмет, удобный для изучения законов человеческой мысли и деятельности. С одной стороны, единообразие, так широко проявляющееся в цивилизации, в значительной мере может быть приписано однообразному действию однообразных причин. С другой стороны, различные ступени культуры могут считаться стадиями постепенного развития, из которых каждая является продуктом прошлого и в свою очередь играет известную роль в формировании будущего».

Американский этнограф Маргарет Мид [4] предложила следующую классификацию культур: постфигуративная, конфигуративная и префитуративная. В постфигуративной культуре дети учатся прежде всего у своих предшественников, в конфигуративной и дети, и взрослые учатся у сверстников, а в префигуративной взрослые учатся также у своих детей. Культура примитивного общества была постфигуративной и довольно однородной, репертуар социальных ролей был невелик. По существу, неявно предполагалось, что все люди одинаковы и индивид будет снаряжен для жизни, если усвоит все способы взаимодействия с миром, какие существуют к данному моменту в обществе. Человек в примитивном племени приобщался к коллективным представлениям сообщества, участвуя в церемониях, связанных с рождением, смертью, деятельностью по поддержанию жизни. Такие обряды, как инициации – посвящение во взрослые, – по своей психологической наполненности были, по существу, актами принятия обязательств поддерживать завещанную предками традицию.

В такой культуре «каждое изменение протекает настолько медленно и незаметно, что деды, держа в руках новорожденных внуков, не могут представить себе для них никакого иного будущего, отличного от их собственного прошлого. Прошлое взрослых оказывается будущим каждого нового поколения; прожитое ими – это схема будущего для их детей» (Маргарет Мид). Примитивные общества, маленькие религиозные или идеологические анклавы главным образом постфигуративны, они основывают свою власть на прошлом.

Со временем преобразование культуры, появление нового признается полезным и становится узаконенным, разрабатываются даже специальные процедуры внедрения новшеств. Возникают и поддерживаются различные формы кофигуративного обучения – у коллег по учебе и труду. Культура становится более сложной по составу, расширяется диапазон социальных ролей.

Время префигуративной культуры наступило, поскольку ускорение общественного развития показало, что на протяжении жизни одного поколения появляются новые технологии, которые взрослые вынуждены перенимать у своих детей, если хотят не отстать от жизни (самым простым примером может служить использование компьютеров, в частности, в образовательных целях). Прошлое взрослых уже не может служить образцом для детей, и все вместе – дети и взрослые – с надеждой и страхом смотрят в будущее.

Система моделей сообщества – культура – представлена находящимися в обращении текстами, обычаями, нормами поведения и т.д. Во взаимодействии со всем этим личность, проходя путь формирования в качестве члена данного сообщества, приобщается к тем ценностям, которые зафиксированы в культуре. В развитом обществе культура обладает достаточно высокой степенью разнообразия, чтобы личность, примеряясь к различным образцам, нашла себе ту или иную социально-культурную нишу, уместилась бы в ней. Однако, если бы дело ограничивалось только этим, продвижение вперед, усложнение всей системы моделей общества в целом было бы невозможным. Человек с ярким творческим потенциалом, желая во всем дойти до самой сути, ставит перед собой все более глубокие вопросы, на которые невозможно получить ответы в системе моделей, существующей к данному моменту в обществе. Стремление к познанию приводит его к пересмотру существующих в культуре представлений, а иногда и ценностей сообщества. Это требует особого, в сущности, противоречивого к ним отношения: приходится одновременно их принимать и не принимать, принадлежать к традиции, но не быть ею связанным, находиться внутри данной культуры (или субкультуры, или индивидуальной культуры) и смотреть на нее со стороны.

Путь индивидуальной культуры выстраивается в соответствии с собственной природой человека и культурой сообщества, он обеспечен и ограничен возможностями того и другого. Культура сообщества определяет горизонт развития культуры личности, но при наличии ярко выраженной творческой активности личности индивидуальная культура преобразует культуру сообщества.

Образование отдельного человека складывается и растет в ходе взаимодействия личности с культурой сообщества. Чем разнообразнее и шире контакты личности с мировой культурой, тем богаче перспективы индивидуального образования. Главная роль в организации этих контактов на протяжении веков принадлежала образовательным учреждениям (школам, университетам, академиям и т.п.), способным вывести обучающихся за узкие рамки культуры.

Культура – это то, что разделяют все или почти все члены данной социальной группы, что старшие передают младшим, что формирует поведение и представления данной социальной группы о мире. Наши чувства, мысли, поведение не случайны, а являются результатом национального культурного наследия и исторического развития. И ощущать это мы начинаем лишь вступая в контакт с представителями других культур. Таким образом, культура есть совместный опыт (национальный, этнический, религиозный и т. д.), нашедший свое отражение в общем языке, стиле общения, обычаях, верованиях, представлениях и ценностях.

Обилие дефиниций культуры послужило стремлению упорядочить их, подводя под разного рода классификации, среди которых выделим следующие:

– социологические, в которых культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей. «Культура – это то, что определяет социальный аспект человеческой личности с точки зрения усвоенного и приобретенного поведения. Культура динамична, равно как и личность, принявшая данную культуру, и обе они (как личность, так и культура) меняются под влиянием обстоятельств и времени. Но одновременно, …культура – это коллективное программирование ума, которое отличает представителей одной категории людей от другой» [2];

– исторические, где подчеркивается, что культура есть продукт истории общества и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению. Например, «культура есть результат совместной жизнедеятельности, и основными составляющими культуры являются четко очерченная группа людей и определенная история их существования. Культура определяет способы, с помощью которых различные общества стандартизируют и канонизируют одобренные нормы поведения, а также методы, с помощью которых общество выражает неприятие несоответствующих моделей поведения» [Там же];

– нормативные, согласно которым, содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей. Культура – «совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира». Сюда же можно отнести определение культуры как «системы знаний и норм для восприятия, представления, оценки и действия. Это система социально усвоенных моделей поведения, которая служит для взаимодействия людей с окружающим миром. Она развивается во времени и постоянно, хотя и медленно эволюционирует» [Там же];

– психологические, которые указывают на связь культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики. «Культура – это образ жизни, тот контекст, в котором мы существуем, думаем, чувствуем и общаемся друг с другом. Это тот «клей», который соединяет в одно целое группу людей. Это программа, заложенная с раннего детства, которая управляет поведением людей в обществе и помогает понять, что от них ожидается и что случится, если эти ожидания не будут оправданы. Культуру можно определить как идеи, обычаи, навыки, методы и приемы, характеризующие данную группу людей в данный период времени». К данной группе определений можно отнести и такое: «Культура состоит из моделей поведения как выраженных, так и скрытых, приобретенных или переданных с помощью символов, являющихся отличительной чертой человеческого существа, и артефактов, олицетворяющих культуру; суть культуры заключается в традиционных идеях и присущих им ценностях» [2];

– дидактические, рассматривают культуру как то, чему человек научился (а не унаследовал генетически). Например: «Культура состоит из идеалов, ценностей и представлений о жизни, присущих людям и определяющих их поведение. Культура воспитывается и усваивается с детства и передается из поколения в поколение» [Там же];

– антропологические – предмет изучения культурной антропологии, например: «Культура – это совокупность результатов деятельности человеческого общества во всех сферах жизни и всех факторов (идей, верований, обычаев, традиций), составляющих и обусловливающих образ жизни нации, класса, группы людей в определенный период времени» [2].

Согласно Э. Холлу [Edward T. Hall,1997], несмотря на разнообразие определений культуры, существует три объединяющих положения:

1) культура – не нечто врожденное, а приобретенное;

2) различные проявления культуры взаимосвязаны: затроньте одну ее часть – и это окажет воздействие на все остальное;

3) всем членам общества свойственны единые культурные ценности, и именно культура определяет границы различных социальных групп.

Термин «культура» может быть применен к любой социальной группе, которая выработала свое представление о себе, окружающем мире и своей роли в нем, т. е. группе со своим набором основных понятий. В широком смысле «культура» – это цивилизация, например, западная или восточная культура. Далее следуют страны или нации, например, американская или русская культура. Внутри каждой страны выделяются этнические культуры. Можно специфицировать и профессиональную культуру. Любая относительно стабильная социальная группа, имеющая общий опыт исторического развития, создает свою культуру. Следовательно, культура является средой существования человека: нет ни одного аспекта человеческой жизни, который не был бы затронут или на который не оказала бы влияние культура. Это касается личностных качеств, способов самовыражения, образа мысли, средств передвижения, путей решения проблем, планировки и размещения городов, а также функционирования экономических и административных систем. И в той же степени это относится к организациям: культура – среда существования и неотъемлемая часть любой организации.

В научной литературе имеется достаточно исследований, посвященных разным типам и видам культур. Трудно дать определение понятия «культура». Культура – это то, что объединяет людей. Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле – то комплексное целое, что включает в себя знания, представления, искусство, мораль, закон, традицию, а также способности и привычки, приобретенные человеком как членом общества. Культура – это уникальный образ жизни, присущий определенной группе людей. Культура – это знания, передаваемые посредством общения, приобретенные черты поведения, которые принимаются членами общества и отражаются в их общественных структурах и артефактах. Культура не есть материальный феномен; она не состоит из вещей, людей, поведения или эмоций. Она скорее является организацией всего вышеупомянутого. Культура – это представления о вещах в сознании.

Важно отметить, что ряд исследователей процессов образования особо выделяют базовую роль культуры в процессах обучения и воспитания (Л.В. Ильченко, А.Е. Лоскутова, О.Е. Лебедев, А.В. Миронов, З.Я. Рахматуллина, В.Т. Фоменко, И.В. Абакумова, И.В. Демченко, А.Д. Московченко). Необходимый культурный уровень, определяемый государственным стандартом, дополняется потребностями личности обучающегося., индивидуальной траекторией его развития, возможностями и профессиональной компетентностью педагога. Культурная среда, сложившаяся в последнее столетие путем взаимодействия культур Востока и Запада, представляет собой весьма широкое образование. В то же время существует культурная среда, объединившая страны Западной и Восточной Европы. Место России в культурной среде евразийского континента всегда было очень сложным. Взаимодействие мирового культурного поля, культурного поля Европы, самобытность и самостоятельность национального ядра культуры России представляет собой весьма сложное системное явление, поэтому вопрос о культурологической грамотности преподавателя высшей школы приобретает особую актуальность. Особое значение в современном глобальном мире приобретает усвоение студентами следующих понятий: мировая культура, общие корни культур, многообразие культур, различия между культурами, взаимовлияние культур, культурная конвергенция, межкультурная коммуникация. Дипломированные специалисты должны также иметь представление о таких понятиях, как культура межнационального общения, культура мира, взаимопонимание, согласие, солидарность, сотрудничество, конфликт, ненасилие, толерантность и др. [3].

Приобретенные знания становятся основой для формирования ценностных ориентаций и гуманистического мировоззрения студентов в современном многокультурном обществе.


Библиографическая ссылка

Казарьянц К.Э. КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ И СРЕДА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 11. – С. 160-163;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=33543 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674