Перед системой образования встают принципиально новые задачи. Образование именно в это непростое время может и должно выполнять такую функцию, как формирование ряда новых личностных качеств человека.
Поступая в вуз, молодой человек (как юноши, так и девушки) оказывается в новой социальной позиции – студент. Этот социальный статус требует от студента освоения новых ролей, определяющих его активную позицию в обществе, и большей ответственности – как за собственное образование, так и за саморазвитие. Личность студента это целостная самоорганизующаяся достаточно устойчивая система. Однако считать ее законченной и полностью сформировавшейся еще рано, так как психосоциальное развитие студента продолжается. Образование в этом процессе играет значительную роль, но является не единственным побудителем развития.
Человек не может жить один, и потребность в человеческих контактах особенно сильно развито у молодежи. Через общественные связи и отношения молодые люди познают окружающий мир, формируют свое сознание в самосознание, а затем становятся личностью.
А существуют ли какие-либо общечеловеческие правила, которые признаются абсолютно всеми?
Таких единых общечеловеческих правил нет, но есть общий принцип, на котором они строятся. Этот принцип, так называемое, «золотое правило нравственности», которое является критерием нравственного поведения всех цивилизованных народов, и гласит следующее: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Золотое правило существует на протяжении всей истории человечества. Менялись народы и цивилизации, но «золотое правило» оставалось.
Первые пособия о правилах поведения, поучающие, как себя вести, появились в средние века. Они понимались как стандарты поведения, и гласили, что каждый человек должен был руководствоваться определенным кодексом правил в своем поведении в отношении к власти, церкви, домочадцам и т.д. Такой стандарт поведения называется этикетом. От знания этикета и умения себя вести часто зависела не только карьера, но и жизнь придворных, а порой и самих монархов. В 16 – 17 веках этикет стал отличительной чертой светского человека. Тогда же появились первые пособия по этикету в разных странах, в том числе и на Руси.
Усвоение правил культурного поведения имело двойственный характер. С одной стороны это облагораживающий момент, так как вырабатывалось умение сдерживать свои аффекты, порывы, страсти, властвовать над собой. С другой стороны формальное усвоение правил этикета нередко приводило к лицемерию, ориентировало на оценку достоинств человека не в его нравственном содержании, а лишь во внешней респектабельности, в его «commeilfaut» («как надо, как следует»).
Время не стоит на месте. Прогресс всегда выражается в борьбе нового со старым. Правила вежливости и культурного поведения не избежали этой участи. Наряду с чисто формальными правилами, ограниченными временными рамками и сословной принадлежностью, вырабатывались и такие, которые пережили свое время и были подхвачены новыми поколениями, как необходимые правила регулирования человеческих отношений.
Даже не соблюдая правил этикета, каждый из нас может выделить в общей массе человека культурного, воспитанного, в присутствии которого автоматически хочется вести себя достойно, а также способен выделить человека некультурного, невоспитанного, невежественного, которого принято называть хамом.
С самого малого возраста необходимо человека учить элементарным правилам вежливости, учить вести себя так, а не иначе, так как именно ребенок, как «губка» впитывает в себя всю информацию, которую видит и он еще абсолютно не понимает насколько это хорошо или плохо.
Отсутствие воспитания, незнание внешних форм поведения, может сыграть злую шутку даже с замечательным человеком.
Если взять не все слои общества, а отдельно выделить какую-то часть, то результат может достаточно огорчить. В виде примера рассмотрим студентов, которые обучаются в высшем учебном заведении, а именно на социально-культурном направлении.
Судьба таких студентов привела не просто на гуманитарную, а на очень ответственную и важную специальность, так как социально-культурное направление означает хорошие манеры, правильное воспитание, понимание и быстрая оценка ситуации, ведь в жизни и в работе бывают не простые ситуации.
Обогащение опыта межличностного взаимодействия образовательных субъектов в направленно создаваемых профессионально-ориентированных ситуациях способствует эффективной подготовке будущего специалиста к проявлению активной жизненной позиции в сфере производственно-трудовых отношений, предполагает утверждение демократических форм межсубъектных взаимосвязей в аспекте реализации нравственных доминант ответственного поведения. Здесь ведущим педагогическим фактором выступает создание благоприятной атмосферы профессионально-личностного роста студента, аксиологический вектор которой ориентирован на безусловное принятие самоценности его внутреннего мира, активизацию процессов компетентностной рефлексии, укрепление гуманистических основ организации университетской жизни.
Процесс формирования профессионального поведения студентов позволяет определить следующие критерии:
• подготовка будущего специалиста как субъекта корпоративно-производственных отношений и взаимодействий;
• достижение поставленной цели, с учетом существующих достаточно жестких конкурсных реалий рынка труда, где поведенческие характеристики претендентов на рабочие вакансии зачастую определяют приоритеты субъектных предпочтений.
Привлечение профессионально-развивающих резервов системы дополнительного образования университета с целью формирования инвариантных констант профессионального поведения личности предполагает активное включение студентов в сферу творчества (театрального, эстрадного, литературно-декламационного, музыкально-исполнительского, жанр КВН, редколлегия, общение в Интернет-блогах).
В результате работы можно сделать выводы была ли достигнута цель непосредственного общения с обогащением опыта и переживаемого понимания, а также формирования актерских качеств, расширяющих выразительный диапазон профессионального имиджа современного специалиста (презентационная уверенность поведенческих реакций; экспрессивная обоснованность поведенческих алгоритмов доверительного общения, взаимодействия, диалога; эстетическая гармония поведенческого облика интеллигента-профессионала).
Именно для достижения целей и поставленных задач преподаватели и сотрудники взаимодействуют со студентами в учебной и творческой жизни, что, несомненно, дает большой опыт для самостоятельного течения уже после окончания учебного заведения.
Библиографическая ссылка
Титова В.А., Плещенко Т.В. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ УНИВЕРСИТЕТА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 10-2. – С. 279-280;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=33491 (дата обращения: 21.11.2024).