В условиях административного метода хозяйствования и плановой экономики стратегическое планирование развития лесопромышленного комплекса в Советском союзе было хорошо организовано и базировалось на прогрессивных отечественных и зарубежных научных разработках.
Отечественные планы развития существующих и создания новых лесопромышленных комплексов по всей территории страны разрабатывались ведущими научно-исследовательскими институтами. Реализация этих научно-обоснованных планов, разработанных на основе многовариантных оптимизационных расчетов на базе широкого массива информации и экономико-математических моделей, позволило ввести в действие целый ряд крупных лесоперерабатывающих мощностей, что подтверждало эффективность и обоснованность существующей методологии стратегического планирования в СССР и используемого отечественного научного инструментария.
В результате рыночных реформ 90-х гг. научно обоснованная методология стратегического планирования, базирующаяся на разработках ведущих российских и зарубежных ученых, была полностью отвергнута и забыта.
Полный отказ от системы централизованного управления и стратегического планирования в российском леспроме, непродуманная приватизация отдельных лесопромышленных производств, входящих в состав технологически сбалансированных комплексов, − все это привело к разрушению отлаженных кооперированных связей между предприятиями и последующему их банкротству [2].
С переходом к рынку предприятия столкнулись с необходимостью самостоятельно планировать свою деятельность, координировать работу в соответствии с требованиями рынка. Однако многие из них до сих пор не осознали необходимости осуществления данной работы.
Структура лесопромышленного производства в настоящее время в России характеризуется низким уровнем глубокой переработки древесины, комплексного безотходного использования всей биомассы ствола. Кроме того, российский лесной сектор слабо интегрирован, медленно идет процесс создания крупных вертикально интегрированных корпораций, способных конкурировать с зарубежными лесопромышленными транснациональными компаниями. В связи с этим деятельность лесного сектора малоэффективна, финансовое состояние лесопромышленных предприятий в целом остается неблагополучным.
Наиболее крупные компании ЛПК в России осуществляют комплексное планирование своей деятельности, проводя исследования рынка, разработку стратегии поведения на нем, оперативное планирование и реализацию стратегических планов. Напомним, что основой системы планирования на предприятии является стратегическое планирование, поскольку индивидуальная стратегия поведения предприятия является залогом дальнейшей эффективности его деятельности в будущем. В связи с этим крупные предприятия ЛПК разрабатывают свои стратегические планы и ставят долгосрочные цели: одна компания решает выходить на европейские рынки пиломатериалов, другая намеревается выпускать новые виды качественной лесопродукции или стремится максимально снизить себестоимость. Крупные предприятия в России в настоящее время находятся в меньшинстве, к ним в последние годы также применялись процедуры банкротства и передачи контрольных пакетов акций из одних рук в другие. И это закономерно до тех пор, пока на предприятии не появится своя система эффективного планирования, организации и анализа деятельности их деятельности, успешно функционирующая в условиях рыночной экономики.
На мелких лесопромышленных предприятиях в России система планирования отсутствует в большинстве своем. Эти хозяйствующие субъекты осуществляют работу по факту совершения события, не строят стратегию своего поведения на рынке. Однако именно мелкие предприятия ЛПК работают в условиях более жесткой конкуренции, нежели крупные. В связи с вышесказанным такие фирмы, работая по принципам, заложенным в доперестроечный период, и отказавшись даже от оперативного планирования, не говоря уже о долгосрочном и среднесрочном планировании, наиболее часто подвергаются процедуре банкротства [1].
Таким образом, только масштабный анализ внутренних резервов и комплексное планирование деятельности могут помочь выжить лесопромышленным предприятиям в сложившейся ситуации. Следует отметить также, что большинство лесопромышленных стран с хорошо развитой рыночной экономикой широко используют государственное научно обоснованное стратегическое планирование в целях долгосрочного развития национального лесного сектора.
Как показывает зарубежный опыт, эффективность функционирования лесного сектора сможет обеспечить только консолидированное управление и планирование. При этом следует признать, что в российском лесном секторе необходимо восстанавливать систему научно обоснованного стратегического планирования, для чего потребуются масштабные организационные меры и существенное финансирование.
Система стратегического планирования не сможет нормально функционировать без институциональных преобразований в лесном секторе, гармонизирующих отношения между государством и лесным бизнесом [2].
Важным моментом в формировании данной системы является создание единого централизованного органа управления лесным сектором, который смог бы сформировать систему стратегического планирования в нем и разработать национальную лесную политику, а также ведомственную целевую программу развития. Данный централизованный орган мог бы стать важным координирующим звеном отраслевых, региональных и корпоративных программ развития [2].
Также в целях восстановления системы стратегического планирования в лесном секторе, которая предполагает формирование единой научно обоснованной методологии для разных уровней управления, представляется целесообразным создание специализированного центра стратегических разработок и исследований в лесном секторе [2].
Следует осуществлять НИОКР в сфере разработки инновационных технологий и производства продукции из древесины за счет средств бюджетов различных уровней РФ. В сложившихся условиях государство должно ориентировать бизнес, где и какую продукцию ЛПК целесообразно производить, так как эти проекты смогут быть обеспечены необходимыми ресурсами.
Среди главных задач центра стратегических разработок и исследований в лесном секторе особую роль должна играть разработка важнейших программных документов для этого сектора − национальной лесной политики, секторальных, отраслевых и региональных стратегических программ, а также рекомендаций оперативного характера. Кроме того, к задачам центра можно отнести мониторинг и оценку лесных ресурсов, в том числе предназначенных для лесопользования; мониторинг и аудит деятельности хозяйствующих субъектов лесного сектора, прежде всего крупных лесопромышленных корпораций; разработку и оценку инвестиционных проектов; инжиниринговую деятельность и т.д. [2].
Главным звеном системы стратегического планирования развития лесного сектора, как в большинстве развитых лесопромышленных стран, должна быть национальная лесная политика государства, включающая стратегические цели, задачи его развития, исследования его состояния, трендов изменения основных показателей с использованием прогрессивного статистического и экономико-математического инструментария. Это позволит выработать научно обоснованные, согласованные всеми участниками лесных отношений приоритетные направления национальной лесной политики [2].
Основополагающим результатом реализации программы развития ЛПК должна стать рекомендательная схема размещения лесных производительных сил, позволяющая ориентировать бизнес, в каких регионах наиболее выгодно развивать или строить перерабатывающие мощности с учетом наличия ресурсов, кадрового потенциала, транспортной и социальной инфраструктуры.
Корпоративное стратегическое планирование, учитывая новые нормы Лесного кодекса, должно осуществляться на новой методологической основе: параметры развития должны определяться для лесохозяйственно-лесопромышленной корпорации как целостной структуры [2].
Библиографическая ссылка
Ляпунова А.Н., Николаев В.В. РОЛЬ ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 10-2. – С. 276-277;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=33488 (дата обращения: 21.11.2024).