Всё, что создаётся и продаётся в рыночных условиях, является продукцией. Инновации не являются исключением, поэтому основными участниками инновационного процесса являются: участники, предъявляющие спрос на инновации; участники, формирующие предложение на инновации; посредники инновационного процесса.
Спрос на инновации формируется государством, промышленными предприятиями, а также производителями инновационной продукции, для которых она моет быть комплектующей, составными элементами для собственной наукоемкой продукции.
Инициаторами инноваций могут быть научные и научно-исследовательские институты (НИИ), группы кооперирующихся между собой организаций, выпускающих инновационную продукцию. За счет взаимодействия организаций внутри этих групп усиливаются их конкурентные преимущества. В их состав могут входить: поставщики товаров и услуг; НИИ; ВУЗы; инжиниринговые компании. Для обеспечения взаимодействия между спросом и предложением на инновации необходима цепочка разнообразных посредников. Они быть стимулирующими финансовые потоки в инновационной среде, а также выступать трансфертами инноваций от спроса к предложению.
В инновационном процессе государству может быть отведена ведущая роль как источника спроса на инновации, так и главного посредника инновационных процессов. Именно оно заинтересовано в конкурентоспособности отечественной промышленности, т.к. именно государство имеет наибольшие возможности по стимулированию инновационных процессов как с точки зрения финансирования инноваций и организации инфраструктуры, экономической среды, благоприятной для развития инноваций.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это форма соучастия государства в инновационном процессе, то есть конструктивное и равноправное взаимодействие с бизнесом не только в экономике, но и в культуре, науке и прочих направлениях. Ярким примером ГЧП являются гранты на проведение НИОКР в определенной сфере, с помощью которых государство и частный инвестор софинансируют по 50 % проектных затрат.
Рынок капитала является одним из наиболее активных посредников инновационного процесса в инновационной среде. Малые инновационные предприятия, размещая акции на фондовом рынке, могут привлечь крупные суммы инвестиций в инновационные разработки.
В настоящее время России этому препятствует большая стоимость услуг по выходу предприятий на фондовой рынок. Интересно, что последнее предложение А. Чубайса, руководителя «Роснано», как раз касалось того, чтобы сделки по выходу предприятий на фондовой рынок для инновационных компаний стали бесплатными.
Основным отличием венчурного фонда от других инвестиционных фондов является модель получения прибыли. Высоко-рискованные проекты отличаются тем, что прибыль для них может быть как отрицательной или нулевой, так и сверхвысокой. Средняя доходность проекта в развитых, традиционных отраслях промышленности составляет около 12-20 %. Венчурный инвестор рассчитывает на прибыль от проекта более чем 100 %.
Ключевой особенностью организации инновационного процесса в России является низкая готовность научно-исследовательской продукции к условиям рынка, инфраструктура инновационного процесса неразвита. Появление и функционирование посредников инноваций – технопарков, бизнес-инкубаторов, бирж технологий – происходит достаточно медленно, а работа их не всегда эффективна.
Важным недостатком существующей инновационной системы в РФ является низкий уровень платежеспособного спроса на инновационную продукцию со стороны промышленных предприятий: во-первых, это связано с падением промышленного производства как такого; во-вторых, отсутствием необходимых средств для инициирования инновационных проектов.
Таким образом, проблема современного этапа развития российской инновационной системы состоит в необходимости решения целого комплекса задач – это создание развитой инновационной инфраструктуры; повышение интереса к инновационной продукции со стороны промышленности; привлечение российских и зарубежных ученых к российской науке и производителю; формирование конкурентной инновационной среды; создание центров коммерциализации инноваций; поощрение развития малых форм предприятий в инновационной сфере; более эффективное применение льготных налоговых режимов – с одной стороны и ужесточение авторских прав – с другой; предоставление инвесторам льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами; предоставление инвесторам помещений и иного имущества, находящегося в областной собственности, в аренду на льготных условиях; обеспечение информационного сопровождения инвестиционной деятельности; совместное участие в разработке инвестиционных проектов; участие в финансировании инвестиционных проектов за счет средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством; предоставление на конкурсной основе государственных (областных) гарантий по инвестиционным проектам за счет объектов областного залогового фонда и средств областного бюджета.
Для получения желаемого результата в этом процессе должны активно взаимодействовать все участники инновационного процесса так как в современных условиях невозможно пренебречь ни одним из них без существенных потерь для всего общества. Формы их взаимодействия должны гибко совершенствоваться в соответствии с требованиями рынка, науки и практики.
Библиографическая ссылка
Карро И.И., Солодкова О.В. УЧАСТНИКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМЫ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 10-2. – С. 264-265;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=33477 (дата обращения: 21.11.2024).