Ключевое значение в современных условиях приобретает характер инновационной деятельности, информационных ресурсов, форм производства и форм богатства. Модифицируется и предмет экономики, исходно ориентированный на изучение микроэкономических параметров функционирования рыночного механизма. Помимо субъектно-институциональной организации она включает в себя финансовые отношения, мировую торговлю, миграцию капитала и рабочей силы, глобальные научно-технические взаимосвязи, движение информации и другие общепланетарные экономические формы.
Высокая конкурентоспособность любой продукции, в том числе и инновационной, базируется на конкурентных преимуществах организации, производящей эту продукцию. Конкурентное преимущество получают фирмы: базирующиеся в тех регионах, которые позволяют наиболее быстро накопить специализированные ресурсы и навыки; если в регионе базирования фирмы имеется более доступная и точная информация о потребностях в товарах и технологиях; если совпадают интересы владельцев, менеджеров и персонала; если в распоряжении фирмы имеются дешевые или уникально высококачественные факторы, важные при конкуренции в конкретной отрасли.
Эффективная конкуренция должна быть добросовестной, т.е. не ущемляющей права потребителей и не использующей методы, запрещенные законом. Добросовестная и эффективная конкуренция должна подкрепляться правовыми гарантиями со стороны государства. Государство, определяя и обеспечивая правила взаимодействия на рынке, добивается компромисса за счет подчинения интересов предпринимателя государства интересам потребителя.
Чистая конкуренция наблюдается в отраслях с большим количеством конкурентов и не требует регулирования со стороны государства, при небольшом количестве она превращается в соперничество.
Различают следующие виды конкуренции: чистую конкуренцию между фирмами, монополистическую, внутрифирменную, функциональную, предметную, видовую.
В конце XIX – начале XX вв. получила развитие внутриотраслевая конкуренция. Соперничество предприятий одной отрасли за получение сверхприбыли позволяет не просто следовать в авангарде научно-технического прогресса, а быть все время впереди. Именно механизм внутриотраслевой конкуренции позволяет многом странам с рыночной экономикой занимать лидирующее положение на мировом рынке.
В российской предпринимательской практике в настоящее время, как правило, используются методы недобросовестной конкуренции. Недобросовестная конкуренция представляет собой применение методов и приемов, связанных с нарушением принятых на рынке норм и правил конкурентной борьбы.
Виды недобросовестной конкуренции: скрытое использование чужой торговой марки; подделка продукции конкурента; подкуп сотрудников конкурента; продажа продукции по ценам ниже рыночных с целью подрыва позиций конкурента; неоправданное повышение уровня оплаты труда с целью привлечения персонала конкурентов в свою фирму; тайный сговор конкурентов на торгах; экономический и промышленный шпионаж; распространение ложной информации; махинации с деловой отчетностью; физическое уничтожение конкурента; разглашение коммерческой тайны конкурента; необъективная реклама.
Для фирм, по отношению к которым была применена недобросовестная конкуренция, не редко сужается рынок сбыта, прибыль резко снижается, переходя к производителям контрафактной продукции, подрывающей авторитет и имидж фирмы, т.к. помимо своей дешевизны они еще имеют и низкое качество, ухудшая тем самым доверие потребителей к фирме. Коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования в конкурентной борьбе на рынке инновационной деятельности в связи с этим вынуждены: повышать технический уровень производства; улучшать технический уровень продукции или системы услуг; развивать организацию производства и менеджмента; повышать качество продукции и услуг; снижать издержки производства; совершенствовать систему технического обслуживания ;сокращать эксплуатационные расходы потребителей; полезный эффект своей продукции, вида услуг.
Для повышения полезного эффекта от выпускаемой продукции предприятие должно использовать в своей конкурентной борьбе инновационный подход, который определяет следующие принципы: положительное отношение к новому; высокая адаптивность к ситуациям; новизна, сложность и неповторяемость выполняемых работ; высокий риск инвестирования и неопределенность достижения конечных результатов деятельности; неопределенность параметров организации труда; возможность получения большого дохода.
Главное в рыночных условиях – способность производителя дать потребителю инновационный продукт за ту же цену, при тех же издержках производства, что и у товаров-предшественников. В России конкуренция из скрытой перешла в явную форму и стала одним из решающих факторов развития инновационного предпринимательства.
Основной формой конкуренции в инновационной сфере является научно-техническое превосходство новой продукции, которое определяется превосходством научных достижений инженерно-технических работников (интеллектуальной собственности). Наука имеет ценность как выражение интеллектуального труда. Конкурентоспособность продукции можно оценить уровнем новейших изобретений и результатом научного поиска.
В целях обеспечения конкуренции между инновационными организациями в решении закрепленных за ними научно-технических проблем следует осуществить в отраслях народного хозяйства переход к проектированию на конкурентной основе образцов новой техники, технологии, материалов, имеющих важнейшее народнохозяйственное значение, проводить открытые конкурсы по решению важнейших научно-технических задач с участием зарубежных ученых и организаций при обязательном условии внедрения полученных результатов в производство, целесообразно создавать научно-технические консультативные и внедренческие организации для оказания содействия в использовании новейших достижений науки и техники, изучить передовой опыт в развитых странах по совершенствованию экономического механизма научно-технического прогресса.
Библиографическая ссылка
Карро И.И., Дарьина Ю. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ИННОВАЦИОННО-КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 10-2. – С. 261-262;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=33474 (дата обращения: 12.12.2024).