Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ Г. ТАГАНРОГА)

Жертовская Е.В. 1 Султанова А.А. 1
1 Южный Федеральный университет
1. Саак А.Э., Жертовская Е.В. Управление развитием туристского комплекса муниципального образования. – Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 304 с.
2. Саак А.Э., Горелова Г.В., Жертовская Е.В. Информационно-аналитическое обеспечение процесса формирования туристской политики муниципального образования с помощью технологии поддержки принятия управленческих решений на основе когнитивного подхода // Менеджмент в России и за рубежом. – № 4, 2008.
3. Саак А.Э., Горелова Г.В., Жертовская Е.В. Управление развитием туристского комплекса муниципального образования с помощью комплексной методики выбора и принятия управленческих решений (на примере г. Таганрога) // Туризм: право и экономика. – № 1, 2008.
4. Саак А.Э., Жертовская Е.В. Современные направления формирования туристской политики муниципального образования // Туризм: право и экономика. – № 1, 2011.
5. Саак А.Э., Жертовская Е.В. Государственно-частное партнерство как инновационный механизм реализации туристской политики в РФ // Туризм: право и экономика. – № 2, 2011.

Оказывая значительное влияние на ключевые секторы экономики, сфера туризма все чаще выступает одним из важнейших индикаторов социально-экономического развития, как регионов, так и муниципальных образований.

По данным государственной программы «Развитие культуры и туризма 2013-2020 годы» Россия, обладая значительным туристско-рекреационным потенциалом, занимает незначительное место на мировом рынке туристских услуг (около 1 % мирового туристского потока). В соответствии с оценкой Ростуризма, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской индустрии принимать до 40 млн. иностранных туристов в год[1] по сравнению с 7,4 млн. человек в настоящее время (по оценке ЮНВТО Россия может ежегодно принимать до 70 млн. российских и иностранных туристов). По данным Ростуризма, туристский потенциал России пока используется всего лишь на 20-30 % из-за ряда проблем.

Импульсом в развитии сферы туризма и его инфраструктуры на федеральном уровне может стать объединение усилий центра и регионов, регионов и муниципальных образований, что поможет туристской сфере стать полноценной, эффективно функционирующей единицей экономической системы страны.

Таганрог – второй по величине город в Ростовской области, расположенный на северном побережье Таганрогского залива Азовского моря. Город Таганрог включен в разработанный Администрацией Ростовской области туристский маршрут «Серебряная подкова Дона», объединяющий важнейшие туристские центры Ростовской области. Благодаря своему местоположению, природно-климатическим условиям, колоссальным количеством туристских ресурсов, многие из которых – федерального значения, большого числа предприятий индустрии туризма, город Таганрог имеет обширные перспективы для развития туристского комплекса как на внутреннем, так и на международном рынках туристских услуг.

Однако в настоящее время в городе наблюдается значительное преобладание выездного туризма над въездным, что говорит о существовании ряда отраслевых проблем, требующих безотлагательного решения. В качестве результатов проведенного проблемно-ориентированного анализа состояния туристского комплекса города были выделены [1-5]:

– малая известность города Таганрога и его туристского потенциала на Российском и зарубежном туристских рынках, обусловленная отсутствием комплексной маркетинговой стратегии развития туризма в городе (необходимо применение новых информационно-коммуникационных технологий, в т.ч. формирование и развитие брендинга города как туристского центра);

– недостаточный уровень развития инфраструктуры туризма, в т.ч. дорожно-транспортной составляющей: острая нехватка современных комфортабельных средств различной вместимости для туристских перевозок, недостаточное количество удобных автостоянок, неудовлетворительное состояние городского общественного транспорта; нехватка крупных развлекательных объектов, мощных аттракций для развития семейного туризма и, формирования мотивации повторных посещений (необходимо привлекать дополнительные инвестиционные ресурсы за счет развития финансирования проектов по созданию инфраструктурных объектов с помощью различных форм и схем ГЧП);

– несоответствие многих предприятий индустрии туризма и объектов показа ожиданиям туристов по причине несоответствия цены и качества услуг (необходимо внедрение современных, отвечающих международным требованиям, предъявляемым к качеству, стандартов качества обслуживания; дальнейшее развитие комфортной туристской среды, решение вопросов формирования сети маршрутов с пешеходными зонами, смотровыми площадками, общественными туалетами, парковками общественного и частного транспорта, развития функционала туристско-информационного центра,);

– малое количество гостиничных средств размещения туристского класса c современным уровнем комфорта (необходимо привлекать дополнительные инвестиционные ресурсы за счет развития финансирования проектов с помощью различных форм ГЧП, предоставления готовых инвестиционных площадок);

– Таганрог продолжает оставаться «сезонным» туристским центром, где до 80-90 % доходов туриндустрии приходится на высокий сезон с середины мая по конец августа (необходимо развивать альтернативные виды туризма, например, событийный туризм, MICE, научный и образовательный);

– экологические риски, обусловленные загрязнением водных ресурсов, наличием большого числа промышленных объектов (необходимо привлекать дополнительные инвестиционные ресурсы за счет развития финансирования проектов с помощью различных форм ГЧП, что позволит восстановить пляжную зону и рыбные запасы Азовского моря и в последующем развить рыболовный вид туризма в акватории таганрогского залива);

– отсутствие иностранных инвестиций, направленных на развитие туристского комплекса г. Таганрога (необходимо применение инновационных методов управления развитием территориальных образований, а именно внедрение геобрендинга как инструмента маркетинга территорий, развитие механизмов ГЧП, предоставление готовых инвестиционных площадок и пр.);

– социальные риски и проблемы, обусловленные недостаточной информированностью местного населения о туристском потенциале города, социально-психологическая неготовность населения к активным преобразованиям и развитию туристского комплекса в г.Таганроге (необходимо развитие института «социальное партнерство», что позволит увеличить интерес местного населения и подрастающего поколения к культуре и истории своего города и своей страны);

– низкий уровень внедрения инноваций, информационно-коммуникационных маркетинговых технологий в развитие музейного комплекса города (необходимо применение новых информационно-коммуникационных технологий, в т.ч. формирование и развитие брендинга города как туристского центра).

В качестве приоритетных направлений в комплексе мероприятий были выделены совершенствование системы информационно-коммуникативной поддержки развития сферы туризма на муниципальном уровне, а также развитие альтернативных для г. Таганрога видов туризма – событийного, MICE, научного.


Библиографическая ссылка

Жертовская Е.В., Султанова А.А. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ Г. ТАГАНРОГА) // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 10-2. – С. 248-249;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=33459 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674