Актуальность внедрения информационных технологий бюджетирования в управлении муниципальными финансовыми ресурсами подтверждается необходимостью получать постоянную объективную информацию о денежных потоках, повысить финансовую дисциплину и ответственность каждого подразделения, выполнить финансовые показатели в разрезе каждого финансового центра, сбалансировать местный бюджет для покрытия необходимых и обоснованных расходов [1]. Система бюджетирования предполагает многовариантный анализ финансовых последствий реализации намеченных планов, предусматривает анализ различных сценариев изменения финансового состояния, оценки финансовой устойчивости в изменяющихся условиях социально-экономической среды.
Как управленческая технология бюджетирование включает три составные части [1, 4]: технологию бюджетирования (виды, формы бюджетов, система финансово-экономических показателей, порядок консолидации бюджетов в сводный бюджет); организацию процесса бюджетирования; применение информационных технологий, позволяющих разрабатывать сценарии будущего финансового состояния, осуществлять оперативный сбор, обработку и консолидацию физических данных, необходимых для бюджетного контроля.
Процесс управления муниципальными финансами предполагает работу с большими объемами информации, обработкой которой занимаются специалисты и руководители разных подразделений, в том числе территориально удаленных. Новое качество планирования, обусловленное развитием рыночных отношений, сложность и разнообразие применяемых методов, многовариантных и оптимизационных расчетов, ускорение процесса составления плановых документов, наличие итерационных расчетов снизу и сверху требуют использования информационных технологий в системе бюджетирования [5].
Цели внедрения информационных технологий бюджетирования направлены на организацию новых форм и методов управления общественными финансами; поддержку среднесрочного финансового планирования с возможностью учета плановых показателей с различной степенью детализации по кодам классификации операций для разных видов расходов бюджета муниципального образования; создание единого централизованного хранилища финансовой информации; повышение эффективности работы сотрудников и оперативности их взаимодействия благодаря использованию специализированного программного обеспечения и методов групповой обработки данных в едином централизованном хранилище финансовой информации; существенное сокращение объема трудоемких рутинных операций, минимизацию количества ошибок, допускаемых при ручной обработке информации, благодаря механизмам автоматического контроля и экспорта/импорта данных; поддержку казначейских принципов организации исполнения бюджета, обеспечение прозрачности и эффективности бюджетных расходов; внедрение технологии конвейерной обработки и множественного визирования электронных документов; получение достоверной оперативной информации и необходимой аналитической отчетности в режиме реального времени [2, 3].
Выбор программного обеспечения является, как правило, завершающим этапом при постановке бюджетирования, но часто именно с него и начинают. Невозможно проводить бюджетирование вручную, когда требуется выполнить многовариантные расчеты. Особенно если необходимо осуществлять скользящее финансовое планирование, предусматривающее ежемесячную корректировку ранее составленных бюджетов на год или на три года вперед с ежемесячной или подекадной разбивкой бюджетного периода. С целью учета специфики управления муниципальными финансами возникает необходимость проведения кропотливой доработки стандартизированных программных продуктов бюджетирования.
Библиографическая ссылка
Тюшняков В.Н., Чаушьян Н.А. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 10-2. – С. 198-199;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=33421 (дата обращения: 21.11.2024).