Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Неотъемлемая часть конкуренции есть борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей, борьба за долю на рынке, успех который зависит от дешевизны и качества товаров.
Конкуренция выполняет ряд функций, которые удовлетворяют наши потребности. Обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего невозможно получить прибыль; стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей; дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие проигрывают и разоряются, третьи остаются при своём); давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли; ликвидация неконкурентоспособных предприятия, их продажа, слияние или поглощение другими, более сильными, предприятиями, стимулирование снижения цен и повышения качества товаров. Для успешной конкуренции на рынке любой фирме прежде всего необходим точный и тщательный анализ круга покупателей и их потребностей.
Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например, он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса.
В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция – значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.
Библиографическая ссылка
Агафонова М.С., Кожевникова Ю.В. КОНКУРЕНЦИЯ КАК ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО СИСТЕМЫ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 10-1. – С. 135-135;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=33374 (дата обращения: 21.11.2024).