Один из главных принципов организации обслуживания автомобилей состоит в том, что ответственность за организацию обслуживания в течение всего гарантийного периода эксплуатации автомобилей несет, как правило, фирма-изготовитель автомобилей. Фирменные станции технического обслуживания административно подчинены фирмам-изготовителям автомобилей.
Залогом успеха современных СТО в условиях Российского рынка становится применение принципов бережливого производства, системы 5S и JIT, заимствованных из модели производства, изобретенной и применяемой в компании Toyota [1,2, 3]. Система включает следующие мероприятия:
– Сортировка всего, что находится в рассматриваемой зоне.
– Рациональное расположение нужных предметов для возможности легкого и эффектного доступа к ним.
– Уборка – удаление загрязнений, поддержание чистоты и использование процедур уборки.
– Стандартизация – создание основных правил или руководящих принципов, позволяющих содержать рабочее место в чистоте и порядке.
– Совершенствование и поддержание достигнутого результата.
Последовательное выполнение этих операций позволяет создать высокоэффективную систему организации труда, которая может быть осуществлена на любой станции техобслуживания.
На СТО можно выявить семь видов потерь: потери на переделку и исправление, потери на ожидание, потери на ненужные движения, потери на излишнюю обработку, потери на простои оборудования, потери на проверки, потери на излишние запасы.
Потери на переделку и исправления в условиях работающего предприятия можно устранить, используя общедоступную систему электронной технической документации и систему согласований при ремонте. Так, при выявлении скрытой неисправности появляется возможность приостановить работу, согласовать с клиентом и мастером способ и сроки устранения дефектов. Это снижает затраты времени, стоимость и трудоемкость ремонта за счет уменьшения времени сборочно-разборочных и подготовительных операций.
Ожидание информации, людей, материалов, ГСМ – это потери в результате остановки оборудования и прекращения выполнения работы. Возможным вариантом снижения этих потерь является дублирование каналов связи между сотрудниками, краткосрочное планирование, внедрение системы JIT. Система JIT предусматривает полное согласование параметров «время-место» потоков материалов, запчастей и ремонтируемого автомобиля. Внедрение JIT предполагает наличие технического регламента и статистических данных по ремонту автомобиля.
Малопродуктивный рабочий процесс и дизайн, неправильное расположение оборудования и материалов приводят к потерям от ненужных движений и перемещений. Эти потери можно уменьшить за счет рациональной организации рабочего места, обозначения силуэтов инструментов, унификации указательных обозначений. Целесообразно предусмотреть емкости для мелких элементов и метизов, используемые при разборке и сборке автомобиля. Это позволяет сократить время ремонта на 10 %.
Потери на проверку могут быть сокращены за счет повышения уровня личной ответственности работника за результаты труда, стандартизации отдельных операций и введение пооперационного контроля с заполнением соотвествующих форм контрольных листков.
Потери на излишние запасы можно снизить за счет внедрения системы заказ-нарядов, системы карточек и штрихкодов.
Таким образом, применение принципов системы 5S позволяет повысить эффективность и качество работы любой СТО.
Библиографическая ссылка
Шабалин Г.А., Полонец Б.П., Островская В.С. Пути сокращения потерь при обслуживании автомобилей // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 8-1. – С. 28-29;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=32410 (дата обращения: 03.12.2024).