Известное в индивидуальной психологии утверждение: быть человеком – значит обладать чувством недостаточности, связано с компенсаторным душевным напряжением, принимающим формы псевдокомпенсации. Выраженность использования студентами псевдокомпенсаций и частота их использования была эмпирически изучена у 30 студентов Казанского федерального университета с помощью методики «Диагностика псевдокомпенсаций».
Наиболее выраженными оказались 2 псевдокомпенсации – «комплекс хитрости» (22,2 %) и »комплекс саморекламы» (17,8 %). Люди, имеющие направленность к псевдокомпенсациям хитрости и саморекламы обманывают себя и других своими мнимыми достижениями. Они используют любую возможность привлечения к себе внимания. Если же такой возможности нет, они её создают, используя уловки, преувеличения. Такие люди зависят от положительной оценки себя и своей деятельности другими и постоянно нуждаются в её подкреплении.
Следующими выявленными являются псевдокомпенсация «комплекс лености» (13,9 %). За своей ленью эти люди прячут себя, боясь решать свои проблемы. Лень для этих людей является оправданием их неудач и безынициативности.
Совсем мало студентов, у которых были выделены комплексы вины и мнимого простодушия – всего 2,2 % с обоих (по 1,1 %). И не выявлено совершенно ни одного респондента с псевдокомпенсациями: демонстративной слабости, жалости к себе и комплексом ущербности. Все эти три комплекса можно объединить в псевдокомпенсацию «уход в слабость». Следовательно, никто из испытуемых не пытается выставлять напоказ свою слабость, ущербность. Нет среди них тех, кто манипулирует другими, вызывая жалость к себе.
Таким образом, преодолеть чувство собственной недостаточности у студентов происходит при помощи хитрости, саморекламы и лени, использование которых, как правило, не помогает решению текущих проблем, а позволяет лишь снизить эмоциональное неблагополучие, возникающее при различных жизненных трудностях.
Библиографическая ссылка
Лопатин Е.А. СКЛОННОСТЬ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПСЕВДОКОМПЕНСАЦИЙ У СТУДЕНТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7-2. – С. 213-213;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=32272 (дата обращения: 03.12.2024).