Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ТЕХНИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ МОЛОДЕЖИ И ТРЕБОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Армянинова К.А. 1 Штерц О.М. 1
1 Казанский федеральный университет

Правительством Российской Федерации была поставлена одна из приоритетных задач, выполнение которой планируется к 2020 году, – создать и модернизировать 25 миллионов рабочих мест. Решение вопроса нехватки рабочих кадров технических специальностей, безусловно, позволит нашей державе более прочно закрепиться среди мировых лидеров в сфере экономики, а так же качественно повысить уровень благосостояния граждан.

В послании нашло отражение специфическое содержание социального заказа на подготовку высококвалифицированных рабочих кадров технических специальностей как конкретной общественной потребности, актуальной для населения России.

«Одаренность», по мнению Б.М. Теплова, – то качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. Смысловыми параметрами понятия «одаренность» являются: 1. Соотношение понятия «одаренность» с понятиями «задатки» и »способности» как врожденного с приобретенным; 2. Потенциальный характер одаренности; 3. Предметно-деятельностный характер одаренности; 4. Роль интеллектуальных способностей и творческого компонента; 5. Связь с продуктивностью деятельности человека (одаренность – как существенный фактор повышения продуктивной деятельности индивида); 6. Роль мотивации (развитие интереса к конкретной деятельности); 7. Индивидная соотнесенность одаренности (одаренность – как характеристика одного конкретного индивида, а не родового понятия «человек).

Интеллект же, с точки зрения В.Д.Шадрикова, – выступает как системное проявление познавательных способностей, для которых умственные способности – общий фактор (общие способности), влияющие на другие способности.

Технические способности – «те способности, которые проявляются в работе с оборудованием или его частями. При этом учитывается, что такая работа требует особых умственных способностей, а также высокого уровня развития сенсомоторных способностей, ловкости, физической силы».

Одной из наиболее значимых способностей здесь выступает техническое понимание – способность верного восприятия и сравнения пространственных моделей, материальных тел.

В структуру технических способностей, зависящих от свойств психики, входят: техническая наблюдательность; развитое техническое мышление; развитое пространственное воображение; способность к комбинированию; личностные качества(интерес к технике, любознательность, настойчивость, активность); умение учитывать свойства используемых материалов, деталей, форм. Характеристиками технического интеллекта выступают техническая понятливость, понимание механико-технических соотношений, особенности отражения физических феноменов, пространственных явлений и взаимодействий.

Развитие технических способностей – процесс долговременный, трудоемкий и управляемый, требующий для достижения положительных результатов упорства и терпения как субъекта, так и объекта оказания образовательных услуг. Неудивительно, что вследствие этого неясным остается вопрос об эффективности профессионального самоопределения молодежи, как залога наиболее полного и качественного овладения профессией и, следовательно, увеличения темпов развития отечественной экономики
в целом.

Исследованием вопросов, касательно технической одаренности, технического интеллекта и его структуры ранее занимались: Дж. Беннет, А. Бине, В.П. Захаров, М.Г. Давлетшин, Т.В. Кудрявцев, Н.Д. Левитов, Ч. Спирмен, Б.М. Теплов, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, Ю.А. Шевченко, П.М. Якобсон.

Нами было проведено исследование технического мышления студентов технических и нетехнических специальностей. В качестве методики исследования был выбран тест Беннета. Всего было протестировано 104 студента-первокурсника, обучающихся на трех факультетах ЕИ К(П)ФУ по специальностям: профессиональное обучение по отраслям (транспорт), профессиональное обучение по отраслям (энергетика), прикладная информатика в экономике, педагогическое образование ( родной язык и литера-
тура).

Таблица 1

Общие результаты исследования уровня технического мышления в зависимости от половой принадлежности

Группы

испытуемых

Уровень развития технического мышления

очень низкий

низкий

средний

высокий

очень высокий

Юноши

4 %

2 %

13 %

46 %

35 %

Девушки

9 %

12 %

16 %

19 %

45 %

Результаты тестирования (без учета принадлежности испытуемых к определенному факультету) показали, что по результатам исследования наиболее развитым техническим интеллектом обладают юноши, чем девушки.

Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы:

1. Согласно сравнению результатов тестирования студентов технических специальностей, выбор будущей профессии у 96 % испытуемых был потенциально правильным, так как их уровень развития технического интеллекта соответствует требованиям обучения в высшем учебном заведении.

2. Исходя из анализа результатов следует, что понимание собственных возможностей в сфере знаний физико-технической направленности испытуемыми адекватно. Следовательно, к выбору направления обучения студенты подошли осознанно – в основе этого выбора присутствует элемент целеполагания, что собственно является весьма значимым фактором успешности профессионального обучения.

Для оценки степени различий в развитии технического мышления испытуемых был использован t-критерий Стьюдента. Полученные данные показали, что при сравнении результатов тестирования значимыми оказались различия в выборках физико-математического факультета и филологического факультета (9,8 при p≤0,001), а так же между филологическим и инженерно технологическим факультетами (5,828 при p≤0,001). Более высокий уровень развития технического мышления у студентов технической специальности (1,420), в отличие от гуманитарной, причем статистически достоверных различий в выборках между студентами физико-математического и инженерно-технологического факультетов не выявлено. Последнее означает, что уровень технического мышления у них развит примерно одинаково.

Таким образом, не подлежит оспариванию утверждение, что для более полного овладения профессией человеку необходимы не только обладание определенными знаниями, желание работать над собой, трудолюбие, но и некоторая мера одаренности.

Предрасположенность к определенному типу труда во многом играет решающую роль при выборе профессии. Сейчас, согласно приоритетным задачам подготовки кадров, специализирующихся по техническим направлениям обучения, особо важным становится то, насколько осознанно будущие инженеры, технологи (пока еще абитуриенты и студенты-первокурсники), будут выбирать род своей трудовой деятельности. В ближайшем будущем именно целеполагание при выборе молодежью профессии, должно способствовать увеличению темпов экономического роста нашей страны, увеличению потенциала адаптации российского рынка труда к условиям недавней волны экономического кризиса.


Библиографическая ссылка

Армянинова К.А., Штерц О.М. ТЕХНИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ МОЛОДЕЖИ И ТРЕБОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7-2. – С. 191-193;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=32218 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674