Из всех видов детской игры наиболее значимой является сюжетно-ролевая как особая форма удовлетворения его потребности занять определённое место в окружающем мире. Игровая деятельность рассматривается как наиболее доступный и эффективный метод «самостроительства» ребёнка при его собственной активной позиции, связанный с инициативой, фантазией, творчеством. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Григорьев С.В., 1991; Казанский О.А., 1995; Макаренко А.С., 1987; Эльконин Д.Б., 1978; Газман О.С., 1988; Спиваковская А.С.,1999; Шмаков С.А., 1994 и др.) доказывают уникальные возможности игровой деятельности в процессе физического, нравственного воспитания детей, формирования их умения ориентироваться в окружающей действительности, а также утверждают, что игра по своей сути социальна и является действенным средством социализации детей, орудием воспитания социальных навыков и умений, открывающих просторы для творчества социальных отношений. Кроме того, игра является необходимым фактором сформированности произвольности поведения ребёнка, что является неотъемлемым элементом его готовности к дальнейшей учебной деятельности.
Одна из причин снижения игровой активности детей связана с распадом естественного пути формирования игры, когда воспитатель придерживается стереотипного представления об игре как регламентированном процессе и не понимает её специфику, не имеет представление о том, какая должна быть игра на каждом возрастном этапе дошкольного детства, не владеет практическими приёмами организации игры и не умеет играть с детьми разного возраста.
Анализ педагогической деятельности показал, что в практике работы с дошкольниками имеются недостатки в организации детской сюжетно-ролевой игры. Включение педагога в игру детей должно определяться его игровой позицией, которая признана условием становления детской игры и предполагает участие педагога в ней, организацию игровых ситуаций, решение педагогических задач средствами игры. В научной литературе выделены и изучены различные проявления игровой позиции педагога: играющий партнёр (Н.Я. Михаленко), играющий режиссёр (Т.Л. Чепель), координатор, консультант, со – игрок (О.В. Солнцева).
Констатирующий этап эксперимента показал низкий уровень развития сюжетно – ролевой игры у старших дошкольников, тем самым определил одну из основных задач данной темы: разработать и апробировать примерную модель развития игровой позиции воспитателя дошкольного учреждения с учётом теоретических и научно – практических основ этого процесса. В своей работе опираюсь на методы и идеи Груздовой Е.В.
Организация исследования по данной теме проводится поэтапно:
1 этап – теоретический;
2 этап – реализация педагогического эксперимента, направленного на развитие игровой позиции воспитателя дошкольного учреждения;
3 этап – завершение эксперимента, анализ, обобщение и оформление полученных данных.
Реализация педагогического эксперимента состоит в разработке и апробации приёмов развития игровой позиции воспитателя и организации сюжетно – ролевой игры детей.
Игровая позиция воспитателя рассматривается как система устойчивых отношений педагога к детям, проявляющихся одновременно в игровой роли, социальной функции и личностной позиции. Игровая позиция представляет собой сложное образование, включающее рефлексию, эмпатию, креативность и собственный игровой опыт воспитателя, под которым понимается совокупность практически освоенных умений по оперированию элементами сюжетной игры. Игровая позиция воспитателя основывается на общих принципах игры (самоценности, добровольности, игровом равенстве и др.) и предлагает овладение внутриигровым языком, выраженным в слове жесте, мимике, пластике. При этом игровая позиция обеспечивает включение воспитателя в совместную с детьми игру и создаёт условия для развития самостоятельной игры дошкольников.
Развитие игровой позиции воспитателя – процесс управляемый, основным условием которого является реализация модели, обеспечивающей формирование ценностно-смыслового отношения воспитателя к игре и осмысление им предмета игры, приобретение аналитических и проектировочных умений, технологическое оснащение деятельности воспитателя приёмами организации детской игры и самостоятельный поиск эффективных приёмов её орга-
низации.
В работе использовались следующие методы: теоретический анализ научной и методической литературы, педагогический эксперимент, целенаправленное наблюдение детской игры и деятельности педагога в этом процессе, анкетирование воспитателей, беседы с воспитателями и детьми дошкольного возраста, психодиагностические опросы и тестирование.
Библиографическая ссылка
Шарапова С.А. ИГРОВАЯ ПОЗИЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7-2. – С. 176-177;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=32195 (дата обращения: 03.12.2024).