Как показывает практика – бесконфликтное сосуществование людей встречается как исключительно редкое явление. Конфликты всегда оказывали существенное влияние на жизнь отдельного человека, развитие социальных групп различного масштаба, историю государства и человечества в целом. Возникновение большого числа конфликтов различного масштаба, чрезвычайная сложность их регулирования вызывают в последнее время повышенный интерес не только к его теоретическим, но и к практическим аспектам.
Конфликты происходят в различных сферах жизнедеятельности, не исключением являются и конфликты в условиях подростковой среды.
Подростковая среда – это серьезный этап личностного становления человека, это бесценный опыт в общении, формирование собственного поведения во взаимоотношениях с окружающими.
Сегодня проблема конфликтов в подростковой среде весьма велика, а путей решения этой проблемы найдено еще недостаточно. Поэтому, так важно создание специализированной психолого-педагогической программы преодоления конфликтов в подростковой среде, предназначенной для работы психологов и педагогов.
Основная цель нашего опытно-экспериментального исследования заключается в проведении ранней диагностики и выявлении причин конфликтного поведения подростков, в разработке психолого-педагогической программы по профилактике и преодолению конфликтов в подростковой среде, а также в определении эффективности этой программы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Провести диагностическое обследование подростков по выявлению причин конфликтов в подростковой среде, определение уровня конфликтности личности подростка и общего уровня конфликтности класса, определение степени благоприятности психолого-психологического климата класса, исследование особенностей реагирования подростков в конфликтных ситуациях.
2) Разработать психолого-педагогическую программу по профилактике и преодолению конфликтов в подростковой среде.
3) Проверить эффективность разработанной программы.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось с учащимися 7 класса. В обследовании приняли участие 16 человек. Исследование проводилось в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В ходе диагностики мы использовали несколько методик.
Полученные нами результаты, в процессе констатирующего эксперимента, позволили сделать выводы о том, что основной причиной конфликтов в подростковой среде является напряженность во взаимоотношениях; уровень конфликтности в классе высокий; показатель степени благоприятности социально – психологического климата низкий; наиболее часто встречающиеся способы реагирования в конфликтной ситуации в группе – это соперничество и приспособление. Мы также выяснили, что такие способы реагирования в конфликте, как соперничество, приспособление и избегание, не относятся к конструктивным способам преодоления конфликтов. Поэтому нами была разработана психолого-педагогической программа по преодолению конфликтов в седьмом классе.
При разработке психолого – педагогической программы по преодолению конфликтов в подростковой среде мы основывались на трудах О.Г. Кузьминой, Е.Ю. Красовой, С.В. Кривцова, Е.А. Мухаматулина, Т.С. Сулимовой, Дж. Бертона и др.
Данная психолого-педагогическая программа направлена на развитие у подростков недостающих им навыков социального общения, внутригруппового социального взаимодействия, на обсуждение с ними проблем отношений с людьми, проблем конфликтов, на развитие способности понимать и чувствовать других людей, на снятие излишней конфликтности, на обучение навыкам конструктивного разрешения конфликтов.
Цель программы: профилактика и преодоление конфликтов в подростковой среде.
Для достижения этой цели мы поставили пред собой следующие задачи: развивать у учащихся умения и навыки внутригруппового социального взаимодействия, повысить уровень благоприятности социально – психологического климата в группе, помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности (снизить уровень конфликтности в группе), обучить подростков навыкам конструктивного разрешения конфликтов. Используемые средства в реализации программы: практические упражнения, групповые дискуссии, ролевые игры, самоанализ, беседы, упражнения на развитие интенсивного социального взаимодействия, упражнение на сплочение класса.
Таким образом, результаты экспериментального исследования показали, что благодаря разработанной нами психолого-педагогической программы, уровень конфликтности подростков, как в отдельности, так и в классе в целом, был снижен, степень благоприятности социально-психологического климата в классе повысилась, произошли изменения в тактике поведения, выбираемой подростками в конфликтной ситуации, относящихся к конструктивным тактикам.
Библиографическая ссылка
Хаджиева О.В., Мишанина В.И. ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7-2. – С. 176-176;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=32194 (дата обращения: 21.11.2024).