Вы сталкивались с проявлениями физической жестокости, вспышками гнева, преднамеренным разрушением чужой собственности, причинением боли, унижением, часто затеваемыми драками, жестокостью и агрессией современных подростков? Вас не настораживает, что порой эти деструктивные проявления в поведении детей от 11-12 до 14-15 лет могут быть совершенно не детерминированы внешними воздействиями, то есть не спровоцированы другими людьми, обстоятельствами? Но это только на первый взгляд. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Жестокость ребенка может быть направлена на родителей, младших братьев и сестер, животных, обитающих в квартире, т. е. ограничиваться домашним кругом. Она может выходить за пределы семьи, проявляться в школе, в конфликтах со сверстниками, учителями. Как наиболее слабые члены общества дети первыми становятся жертвами жестокого обращения в семье, учреждениях, а через короткий промежуток времени с лихвой платят обществу жестокостью за жестокость. Бесконечный круг жестокости воспроизводится частично благодаря особенностям нашего менталитета. Мы не привыкли распознавать жестокость во всех ее обличиях, в авторитаризме общепринятого стиля воспитания, а главное, надеясь, что проблемы разрешаться сами собой, пытаться преодолеть или предотвратить жестокость.
Подростковый возраст является наиболее уязвимым в процессе формирования у человека стереотипа негативного поведения. Именно в этот период возрастного развития человека имеет место наибольшая опасность утверждения в нем девиантного поведения. Наибольшее влияние на духовную жизнь подростка, его самочувствие и общее состояние оказывает процесс полового созревания. Пубертатный период важен в жизни подростка и в физиологическом, и в социальном плане. Наряду с внутренними изменениями организма, развитием желез внутренней секреции происходят и внешние изменения в конституции тела, проявляются вторичные половые признаки, в связи с этим повышается интерес к самому себе, к противоположному полу. Процесс полового созревания, по утверждению специалистов (медиков, психологов, педагогов), сопровождается повышенной возбудимостью нервной системы, чрезмерной обидчивостью, раздражительностью, вспыльчивостью, резкостью. Подростковый возраст занимает важное место в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяется объем деятельности ребенка, качественно меняется его характер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. И все это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростка, на фоне его духовного становления. Первое, что бросается в глаза, – это резкое ухудшение поведения. Это проявляется в негативизме (т.е. в желании поступать вопреки чужой воле), упрямстве, драчливости, противопоставлении себя учителям и взрослым и т.п.
Другой чертой подросткового поведения является выраженная противоречивость стремлений и их неустойчивый характер. С этой чертой связана и противоречивость эмоциональных состояний, переживаемых подростком, выраженный психологический дискомфорт-тревога, страхи, ощущение одиночества и т.п.
Поэтому так важно изучить причины возникновения подростковой жестокости, методы ее профилактики. В рамках своего исследования мы придерживаемся позиции, что в предупреждении проявлений жестокости несовершеннолетними большую роль играет психопрофилактика, обеспечиваемая комплексом диагностических и коррекционных методик. Исследование проводилось на базе МГБУ лицея
№ 30 г. Ставрополя. Совокупную выборку составили подростки 11-14 лет. Общее число испытуемых –
85 человек. Диагностическую программу составили следующие психодиагностические методики: опросник А. Басса, А. Дарки, методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина, П.А. Ковалёва, определение деструктивных установок в межличностных отношениях В.В. Бойко, диагностика враждебности (по шкале Кука – Медлей).Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил сделать следующие выводы: у 55 % подростков высокий уровень завуалированной жестокости к людям в суждениям о них, у 48 % испытуемых высокий уровень открытой жестокости к людям, 57 % опрошенных – с высоким уровнем враждебности и 43 % – со средним уровнем агрессивности.
Для профилактики проявлений жестокости и агрессивности среди подростков нами предложен тренинг, состоящий из десяти занятий по 60 минут. Занятия содержат упражнения, направленные на оказание психологической помощи и поддержки агрессивным подросткам. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволяет говорить о положительной динамике в выборке, которая выражается в снижении количества подростков с высоким уровнем агрессивности и враждебности. Анализ вышесказанного позволяет говорить о необходимости и важности психопрофилактики для предупреждения проявления жестокости несовершеннолетними.
Библиографическая ссылка
Меладзе Е.Э., Медведева Н.И. ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОСТИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7-2. – С. 170-171;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=32180 (дата обращения: 03.12.2024).