Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВЛИЯНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Вильмова Ю.С. 1 Медведева Н.И. 1
1 Северо-Кавказский федеральный университет

Не задумывались ли вы о проблеме влияния студенческой среды на формирование смысла жизни и целеполагания в юношеском возрасте? Чем отличается юноша, обучающийся и не обучающийся в высших учебных заведениях?

С проблемой смысла жизни сталкивается практически каждый человек. Жизнь мотивируется поиском смысла своего существования, стремлением реализовать этот смысл на основе ценностных ориентиров.

Различные авторы изучают понятие смысла жизни с различных позиций и поэтому не существует единой трактовки данного феномена. З. Фрейд проследил связь смысла с актуальными мотивами и историей жизни личности. А. Адлер говорил о связи поведенческих смыслов со смыслом жизни, с общей ее направленностью. В. Франкл рассматривает стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни как врожденную мотивационную тенденцию человека. Д.А. Леонтьев определяет смысл жизни как характеристику, связанную с процессом целеполагания и ответственную за общую направленность жизни.

Смысл жизни может выступать как ценность для индивида, и может обуславливать выбор ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Процесс целеполагания имеет большое значение в юношеском возрасте, так как именно в этот период возникает необходимость ставить цели на будущее. От того, как осуществляется целеполагание, зависит тип взаимодействия в группе, формируется личная жизненная позиция.

Мы поставили цель – изучить экспериментально влияние студенческой среды на формирование смысла жизни и целеполагания в юношеском возрасте.

Исходя из теоретического анализа, нами были подобраны частные методики для обследования студентов: «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» Д.А. Леонтьева; Методика «Q-сортировка» В. Стефансона. Диагностика основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе; «Методика диагностики уровня субъективного одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона»; Методика «Размышления о жизни» Х. Ниеми. Совокупную выборку испытуемых составили 45 студентов 2 курса социально-психологического факультета специальности «Психология» и факультета психолого-педагогического образования специальности «Логопедия. Специальная психология».

Эмпирические данные позволили нам сделать следующие выводы: анализ полученных данных свидетельствует о наличии у респондентов высокого (48,8 %) и среднего (51,2 %) общего показателя осмысленности жизни (ОЖ), то есть они позитивно оценивают прожитую часть жизни и считают ее вполне осмысленной; у большинства студентов были выявлены такие тенденции поведения в реальной группе как независимость (у 73,4 % респондентов), общительность (у 73,4 %) и избегание «борьбы»
(у 60 %); редко задумываются о смысле жизни 22,2 % респондентов, то есть данный вопрос не является особо волнующим их; иногда – 28,8 %, довольно часто думают о смысле жизни 49 % испытуемых, значит эта тема является для них наиболее важной и актуальной; у 33,3 % респондентов был выявлен низкий уровень субъективного одиночества, что свидетельствует о наличии ощущения единства с группой; средний уровень (у 62,2 %) – имеют определенные трудности во взаимодействии с группой; высокий уровень субъективного одиночества (у 4,5 %) свидетельствует о неадаптированности этих испытуемых в студенческой среде, о наличии отчужденности от коллектива.


Библиографическая ссылка

Вильмова Ю.С., Медведева Н.И. ВЛИЯНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7-2. – С. 169-169;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=32177 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674