С. 92-95.
С.Д. Резник, А.А. Сочилова. – М.:ИНФРА-М. – 2009. – 251с.
Современный рынок труда способствует созданию жестких условий для трудоустройства и деятельности молодых специалистов. В условиях рыночной конкуренции за вакантные рабочие места специалист должен найти спрос на свои потенциальные способности к труду. При этом наличие документа о высшем профессиональном образовании еще не гарантирует получение престижного рабочего места по специальности. Поэтому проблема становления и развития личности студента в процессе обучения в вузе является в настоящее времяодной из важнейших задач образовательной политики.
Оптимизация профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов в современном вузе предполагает формирование у них профессиональных ключевых компетенций, позволяющих им быть конкурентоспособными в своей профессиональной деятельности, которая направлена на психологическое обеспечение образовательного процесса, психологическую реабилитацию детей и взрослых.
Профессиональная успешность личности, несомненно, связана со знаниями, умениями и навыками, эрудицией и способностью к мышлению в целом. Однако в большинстве случаев высокого уровня общего интеллекта оказывается недостаточно. Эффективность профессиональной деятельности молодого специалиста, занятого в сфере «субъект-субъектных» отношений во многом обуславливается умением понимать свои эмоции и распознавать эмоции других людей.
Как показывают исследования Д. Гоулмана [1], профессиональному и жизненному успеху личности во многом способствует высокий уровень эмоционального интеллекта. Феномен эмоционального интеллекта, его структура и предпосылки развития рассматривались как зарубежными учеными (Дж. Мэттьюс, Р.Д. Робертс, С.Дж. Стейни др.), так и отечественными (И.Н. Андреева, Д.В. Люсин, М.А. Манойлова, М.А. Спасская и др.).
Под эмоциональным интеллектом понимается психологическое образование, которое лежит в основе эмоциональной саморегуляции и включает в себя совокупность эмоционально-интеллектуальных способностей понимать и регулировать свои и чужие эмоции и эмоциональные состояния, а также эффективно справляться с требованиями окружающей среды.
Согласно двухкомпонентной теории Д.В. Люсина [3], эмоциональный интеллект состоит из способности к пониманию своих и чужих эмоций и способности к управлению своими и чужими эмоциями.
Результаты проведенных исследований показали, что эмоциональный интеллект оказывает влияние на познавательную деятельность студентов. Высокий уровень развития эмоционального интеллекта у студентов обеспечивает внутреннюю регуляцию собственных эмоциональных состояний, что отражается на их успешности в учебной деятельности.
Кроме того, С.П. Деревянко [2] и М.А. Манойлова [4] в своих работах установили эффективность развития компонентов эмоционального интеллекта студентов путем специально организованного обучения.
Однако в современной системе высшего образования, направленной на развитие академического интеллекта, не уделяется должного внимания развитию эмоциональной сферы будущих специалистов.
Проблема конкурентоспособности личности студентов является не менее актуальной на сегодняшний день. Она освещалась в трудах Д.А. Коноплянского, Д.С. Котиковой, Ю.В. Соловьевой и других.
Е.В. Токарева [6] считает, что конкурентоспособность личности представляет собой комплексную способность, которая, способствует непрерывному конструктивному преобразованию личности в изменяющихся условиях и условиях неопределенности.
Наиболее высоким потенциалом формирования конкурентоспособности обладает студенчество как социальная группа. Конкурентоспособность личности студента, по мнению С.Д. Резника [5], представляет собой способность в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда иметь к моменту завершения обучения в вузе гарантированную работу по своей специальности и перспективы успешного продвижения вверх по служебной лестнице.
Поэтому цель нашего исследования состояла визучении развития эмоционального интеллекта студентов и исследовании его взаимосвязи с конкурентоспособностью личности студентов, обучающихся по специальности педагогика и психология.
Для ее достижения были использованы следующие методики: Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина, Опросник EQ Н. Холла, Тест «Оценка уровня конкурентоспособности личности» В.И. Андреева и Методика экспресс-диагностики личной конкурентоспособности.Эмпирическое исследование проводилось на базе ГОУ ВПО «Марийский государственный университет», город Йошкар-Ола.
Анализ результатов исследования, проведенного со студентами – будущими педагогами-психологами по методике «ЭмИн» Д.В. Люсина, показал, что только 29 % студентов имеют высокий уровень развития эмоционального интеллекта. Количество испытуемых со среднимуровнем развития эмоционального интеллекта совпадает с числом испытуемых с низким уровнем развития данного показателя и составляет по 35,5 % выборки каждый соответственно.
Кроме того, было выявлено, что среди студентов, обучающихся по специальности педагогика и психология, преобладают лица со средним и высоким уровнем развития компонентов эмоционального интеллекта.
Так, средний и высокий уровень развития межличностного эмоционального интеллекта был выявлен у 73 % испытуемых, внутриличностного эмоционального интеллекта– у 67 %, способности к управлению своими и чужими эмоциями – у 66 %, а способности к пониманию своих и чужих эмоций – у 64 %.
Низкий уровень межличностного эмоционального интеллекта был диагностирован у 27 % опрошенных, внутриличностного эмоционального интеллекта – у 33 %, способности к управлению своими и чужими эмоциями – у 34 %, а способности к пониманию своих и чужих эмоций – у 36 % опрошенных.
С помощью опросника EQ Н. Холла были исследованы такие особенности эмоционального интеллекта студентов, как эмоциональная осведомленность, эмоциональная неригидность, самомотивация, эмпатия и умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей.
Анализ результатов свидетельствует о том, что среди студентов – будущих педагогов-психологов преобладают лица с высоким и средним уровнем эмоциональной осведомленности (72 %), и эмпатии (78 %), они хорошо владеют информацией о природе эмоций и эмоциональных состояний, могут ставить себя на место другого и учитывать в процессе принятия решений чувства и эмоции других людей.
Несколько меньше у испытуемых развиты такие показатели эмоционального интеллекта как самомотивация (61 %) и умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей (56 %). Самые низкие результаты были получены по шкале «Эмоциональная неригидность» (72 % выборки продемонстрировали низкий уровень), а это означает, что студентам сложно вывести себя из негативного эмоционального состояния.
Для анализа взаимосвязи эмоционального интеллекта, его компонентов и конкурентоспособности личности студента был использован метод ранговой корреляции (r – критерий Спирмена) (табл. 1).
Таблица 1
Анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта, конкурентоспособности личности студентов
и их компонентов (r – критерий Спирмена)
Показатели |
Коэфициент корреляции для p≤0,05 |
|||
Конкурентоспособность |
Независимость |
Лидерские качества |
Стрессо-устойчивость |
|
ЭИ |
0,489 |
0,283 |
0,347 |
0,404 |
МЭИ |
0,513 |
0,318 |
0,545 |
0,384 |
УЭ |
0,553 |
0,250 |
0,367 |
0,459 |
Как видно из табл. 1, уровень развития общего эмоционального интеллекта (ЭИ) умеренно сильно положительно связан с уровнем развития конкурентоспособности (r=0,489). Выявлена сильная положительная взаимосвязь межличностного эмоционального интеллекта (МЭИ) и конкурентоспособности личности (r=0,513), а также способности к управлению своими и чужими эмоциями (УЭ) и конкурентоспособности личности (r=0,553). Это говорит о том, что чем выше уровень развития межличностного эмоционального интеллекта и способности к управлению своими и чужими эмоциями, тем выше уровень развития конкурентоспособности личности.
В ходе корреляционного анализа общего эмоционального интеллекта и его компонентов было выявлено следующее:
1. общий эмоциональный интеллект умеренно сильно положительно взаимосвязан со стрессоустойчивостью (r=0,404), что значит, что чем выше уровень развития общего эмоционального интеллекта, тем выше уровень развития стрессоустойчивости;
2. межличностный эмоциональный интеллект умеренно сильно положительно взаимосвязан со стрессоустойчивостью (r=0,384) и сильно положительно взаимосвязан с лидерскими качествами (r=0,545), что значит, что чем выше уровень развития межличностного эмоционального интеллекта, тем выше уровень развития стрессоустойчивости и лидерских качеств;
3. способность к управлению своими и чужими эмоциями умеренно сильно положительно взаимосвязана со стрессоустойчивостью (r=0,459), что значит, что чем выше уровень развитияспособности к управлению своими и чужими эмоциями, тем выше уровень развития стрессоустойчивости.
Таким образом, на основании корреляционного анализа результатовисследования установлено, что между конкурентоспособностью и общим эмоциональным интеллектом, межличностным эмоциональным интеллектом и способностью к управлению своими и чужими эмоциямисуществует положительная статистически значимая взаимосвязь.
Между лидерскими качествами и межличностным эмоциональным интеллектом; между стрессоустойчивостью и общим эмоциональным интеллектом, межличностным эмоциональным интеллектом и способностью к управлению своими и чужими эмоциями существует положительная статистически значимая взаимосвязь.
Это значит, что чем выше уровень развития общего и межличностного эмоционального интеллекта, способности к управлению своими и чужими эмоциями, тем выше уровень развития конкурентоспособности личности и стрессоустойчивости, а чем выше уровень развития межличностного эмоционального интеллекта, тем выше уровень развития стрессоустойчивости и лидерских качеств.
Этот факт стал основанием для разработкипрограммыразвития эмоционального интеллекта студентов, которая была апробирована наминепосредственно в ходе учебного процесса на занятиях по дисциплинам психолого-педагогического цикла.
Теоретической основой разработанной программы являются:
1) положение Д. Гоулмана о важности эмоционального интеллекта для разнообразных видов профессиональной деятельности, а также эффективного межличностного общения;
2) двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Д.В. Люсина, согласно которой эмоциональный интеллект состоит из двух компонентов: способности к пониманию своих и чужих эмоций и способности к управлению своими и чужими эмоциями;
3) положение Дж. Майера и П. Сэловея о возможности целенаправленного развития эмоционального интеллекта;
4) работы Е.С. Асмаковец, С.П. Деревянко и М.А. Манойловой, в которых установлена эффективность развития компонентов эмоционального интеллекта студентов путем специально организованного обучения.
Содержание работы по программе базируется на следующих психолого-педагогических принципах: принцип доверия и психологической безопасности участников; принцип активности и ответственности участников за процесс и результат обучения; принцип партнерского общения и взаимного сотрудничества; принцип признания индивидуальности, уникальности каждого участника; принцип конфиденциальности личной информации.
Основной целью программы является повышение уровня развития эмоционального интеллекта студентов. Цель реализуется посредством решения следующих задач: расширение представления студентов об эмоциях; развитие способности распознавать и идентифицировать свои эмоции и эмоции других людей; развитие способности понимать причины их возникновения эмоций и следствия, к которым они приведут; развитие способности управлять своими и чужими эмоциями; обучение основным приемам релаксации; обучение способам эффективного управления стрессом.
Для достижения поставленных задач были использованы игровые упражнения, дискуссионные методы, методы арттерапии, релаксации и саморегуляции.
Программа состоит из двух модулей: 1 модуль – направлен на развитие способности к пониманию своих и чужих эмоций; 2 модуль – ориентирован на развитие способности к управлению своими и чужими эмоциями. Ее уникальность состоит в том, что в результате реализации программы предполагается улучшение общего психоэмоционального состояния, развитие эмоционального интеллекта и его компонентов. Особый акцент при проведении занятий со студентами предполагается сделать на развитие межличностного эмоционального интеллекта.
Таким образом, процесс профессиональной подготовки педагогов-психологов в вузе должен предполагать создание условий для развития их эмоционального интеллекта, что обеспечивает оптимальный уровень личностного развития студентов и повышает уровень их профессиональной подготовки и конкурентоспособности на рынке труда.
Библиографическая ссылка
Чепайкина А.С., Домрачева С.А. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7-2. – С. 159-161;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=32168 (дата обращения: 03.12.2024).