Актуальность темы обусловлена растущим усложнением общественных отношений, где диалог как особое социокультурное явление становится важным средством, обеспечивающим взаимопонимание на разных уровнях общения. В условиях культурного многообразия особенно актуальной становится проблема культурного диалога, как формы и способа равноправного общения культур.
Диалог – это понимание своего «Я» и общение с другими. Он всеобщ и всеобщность диалога общепризнанна [1].
Культура – это явление, органичное жизни человечества, её смысл определяется творческими усилиями человека по созданию «нового мира», «второй природы», или, как считал русский учёный Владимир Иванович Вернадский (1863–1945), «ноосферы», то есть сферы человеческой мысли и разума, неподвластных тлению и смерти [3].
Диалог культур – это общение с культурой, реализация и воспроизводство ее достижений, это обнаружение и понимание ценностей других культур, способ присвоения последних, возможность снятия политической напряженности между государствами и этническими группами [2].
Идея диалога культур как залога мирного и равноправного развития впервые была выдвинута М. Бахтиным. Она сформировалась у мыслителя в последний период его творчества под влиянием работ О. Шпенглера. Если, с точки зрения немецкого культуролога, мировые культуры есть в некотором смысле «личности», то по мнению Бахтина, между ними должен существовать нескончаемый, длящийся в веках «диалог». У Шпенглера обособленность культур приводит к непознаваемости чужих культур феноменов. Для Бахтина же «вненаходимость» одной культуры в отношении другой не является препятствием для их «общения» и взаимного познания или проникновения, как если бы речь шла о диалоге культур между людьми. Каждая культура прошлого, вовлеченная в «диалог», например, с последующими культурными эпохами, постепенно раскрывает заключенные в ней многообразные смыслы, часто рождающиеся помимо сознательной воли творцов культурных ценностей. В тот же процесс «диалогичного взаимодействия», согласно Бахтину, должны быть вовлечены и современные культуры [2, 3].
«Диалог культур» – это не столько строгое научное понятие, сколько метафора, призванная обрести статус политико-идеологической доктрины, которой следует руководствоваться при чрезвычайно активизировавшемся сегодня на всех уровнях взаимодействии различных культур друг с другом. Панорама современной мировой культуры – сплав многих взаимодействующих культурных образований. Все они самобытны и должны находиться в мирном, вдумчивом диалоге; вступая в контакт, непременно прислушиваться к «собеседнику», откликаться на его нужды и запросы. «Диалог» как средство коммуникации культур предполагает такое сближение взаимодействующих субъектов культурного процесса, когда они не подавляют друг друга, не стремятся доминировать, но «вслушиваются», «содействуют», соприкасаясь бережно и осторожно.
Сегодня диалог культур осознается как специфический способ разрешений межкультурных противоречий, существенно отличающийся от прямолинейной, прогрессистской модели развития общества. У участников диалога должно быть осознание ценности другой культуры, как и своей.
Необходимость исследования диалога культур есть следствие противоречивых, кризисных процессов, протекающих в современном обществе, когда главным условием толерантного разрешения конфликтных ситуаций является диалог как форма согласования различных интересов, которая все чаще выступает единственно возможным способом выживания человечества. Проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное значение, ведь она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности – от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа. Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности – труд, быт, досуг, образ жизни общества и личности и т.д. [2, 4].
Сосуществование на сравнительно небольших пространствах огромного количества отличных, непохожих друг на друга культур ставит перед политиками, философами, культурологами, лингвистами, психологами и специалистами по массовым коммуникациям сложные вопросы: каков характер и результат взаимодействия культур друг с другом и как сберечь мир и дружбу живущим рядом народам, сохранив при этом их национальную идентичность. Ясно, что каждой культуре нужно самостоятельно развиваться, с учетом своих корней и традиций, но, в то же время, только эволюция, только обращение к ценностям и взглядам других культур, которые позволяют жить в гармонии с другими культурами. Столкновение культур, взаимное неуважение и непонимание – путь к вооруженным конфликтам. Обращение к проблеме диалога культур определяет актуальность моей работы [1, 2].
Цель исследования – заключается в изучении проблем культурного многообразия в современном обществе на примере студентов ТИ(ф) СВФУ.
Задачи исследования:
1. Анализ возможных вариантов взаимодействия культур в современном обществе.
2. Изучение процесса межкультурного диалога студентов ТИ(ф) СВФУ и НМК.
3. Составление программы развития межкультурного диалога студентов ТИ(ф) СВФУ.
На сегодняшний день было проведено исследование. В исследовании приняли участие студенты ТИ(ф) СВФУ и НМК (студенты медицинского колледжа) в количестве 40 человек, из них 50 % (20 чел.) – якуты, 30 % (12 чел.) – русские, 2,5 % (1 чел.) – эвенки, 5 % (2 чел.) – эвены, 2,5 % (1 чел.) – украинка, 5 % (2 чел.) – сахаляры, 5 % (2 чел.) – буряты. Результаты исследования показали, что под словом «культура» понимают – нормы поведения, этикет, традиции, обычаи; – 90 % студентов.
«Диалог культур» – это общение и взаимодействия между разными культурами, нациями; – 97,5 % студентов.
Легко вступают в контакт с человеком другой культуры; – 95 % студентов.
В конфликт вступали с человеком другой культуры; – 80 % студентов.
Культурный человек это – воспитанный, интеллигентный, корректный, тактичный, коммуникативный человек; – 75 % студентов.
Дружат с людьми разных наций и культур; – 60 % студентов.
На вопрос к чему приведет конфликт между разными культурами, 95 % студентов ответили – «к войне, национализму, геноциду».
На вопрос: «Достаточно ли знать теоретические основы общения между людьми и то, как Вас научили общаться с людьми разной национальности?», 60 % ответили: – «Нет, что для этого нужно много общаться, взаимодействовать, друг с другом».
Анализ результатов исследования показал, что практически все студенты имеют единое понимание, что такое «культура», «диалог культур» и что касается культуры в общем смысле слова. Но нас очень заинтересовало как они ответили на вопрос – «вступали ли вы в конфликт с человеком разной культуры?». И нас удивил результат, что большинство опрошенных студентов вступали, а некоторые – не однократно. Мы все знаем, что у каждой культуры есть свои нормы поведения, речь, стиль поведения и.т.д., но мы как современные образованные люди должны понимать и принимать не только свою но и чужую культуру такой какая она есть, т.е. проявлять толерантность.
Исследования так же подтвердила наше предположение о необходимости проведение различных мероприятий направленных на развития умения общаться с людьми разных национальностей.
Поэтому наша главная задача – не просто толерантно относиться к чужим культурам, а попытаться установить с ними равноправный и справедливый диалог. Стремление понять и уважать свою и чужую особенность и уникальность – путь к дружбе, как на государственном, так и на межличностном уровне.
Основная проблема работы – это проблема возможности и необходимости коммуникаций между культурами, каждая из которых несет в себе свои смыслы, традиции, нормы. Мы считаем, что проблема общения, диалога культур не может быть решена механическим отождествлением культур, но она также неразрешима, если исходить из культурной непроницаемости, закрытости. Мы старались показать, что диалог не только возможен, но и необходим, так как без диалога не происходит осознания культурой своих потенциалов, своей самобытности. Более того, в современном мире именно благодаря такой самобытности, диалог и поиски общечеловеческих ценностей носят в подлинном смысле слова творческий характер.
Библиографическая ссылка
Корнилова В.Н. МОЛОДЕЖНОЕ СООБЩЕСТВО О «ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР» // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7-2. – С. 144-145;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=32145 (дата обращения: 21.11.2024).