Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) современных педагогов – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Педагоги по статистике немецкого психолога М. Грабе находятся на 2 месте по синдрому эмоционального выгорания: профессии, связанные с оказанием помощи – 40 %; учителя – 30 %; прочие профессии – 20 %; управленцы – 10 % [2].
Проведенное нами исследование эмоционального состояния педагогов начального звена МОУ Гимназии № 1 г. Нерюнгри выявило у 50 % респондентов синдром эмоционального выгорания.
Основной фактор вызывающий СЭВ – это стресс. Стресс – это ответ организма на любое воздействие. Ганс Селье ввел понятия «дистресс» и «эустресс». При дистрессе ухудшается соматическое состояние человека, при эустрессе – повышается работоспособность, позитивный жизненный настрой в целом.
Общеизвестно мнение, что «болезнь легче предупредить, а не лечить». В связи с чем, целью нашего исследования является анализ профилактических мероприятий синдрома эмоционального выгорания современных педагогов.
В различных источниках представлено большее разнообразие методов и средств профилактики стресса. Условно их можно распределить в 3 группы. Первая группа – аутогенная. Вторая группа – включает способы, использующие физические факторы воздействия. Третья группа способов повышения общей устойчивости организма связана с биологически активными веществами [9].
Анализ медицинских и психологических научно-методических источников, а также интернет-форумов выявил ряд средств и методов наиболее эффективных для профилактики стресса, которые мы распределили по группам.
К первой группе мы отнесли: медитацию (М.Е. Коробкова); аутогенную тренировку (В. Леви); ароматерапию, смехотерапию (О.Н. Полякова).
Вторая группа методов: мышечная релаксация по Е. Джекобсону (Т.И. Ахмедов, М.Е. Жидко); зарядка (А. Каменюкин, Д. Ковпак).
Третья группа методов: антидепрессанты, анксиолитики, ноотропы (О.Н. Полякова).
Рассмотрим, вышеприведенные методы более подробно.
Медитация – расширяет сознание человека. Человек начинает осознавать многое из того, что раньше лежало в голове мертвым грузом, открывает для себя новые причинно-следственные связи, осознает взаимовлияние, казалось бы, совершенно независимых событий, совершает бесценные открытия в собственной жизни [5].
Аромотерапия – практически все эфирные масла обладают сильным антисептическим, бактерицидным и в разной степени выраженным анальгетическим эффектами. Некоторые ароматические композиции прекрасно справляются с задачей снять стресс, дневную усталость, успокоить «расшатавшиеся» нервы [6, 7].
Смех – находясь в хорошем настроении, человек, лучше мыслит, меньше раздражается, хорошо спит и продуктивней работает. Сердце активно качает кровь, которая расходясь по сосудам, без проблем наполняет все ткани организма, улучшая работу всех систем и органов. Преобладание положительных эмоций усиливает защитные силы организма. Что, как не юмор помогает в нужный момент поднять настроение, переключиться на положительную волну. Юмор повышает энергетику человека, делает его увереннее в себе, сильнее [8].
Мышечная релаксация – тревога и беспокойство всегда вызывают мышечное напряжение, а напряжение мышц, в свою очередь, усиливает негативные эмоции. Под влиянием стресса у человека формируется особый «мышечный корсет». Непрерывно возбужденные мышцы еще больше возбуждают мозг человека, замыкая, таким образом, порочный круг «мозг-мышцы-мозг», разорвать который можно только с помощью сознательного целенаправленного расслабления мышц. Важно помнить, что расслабленные мышцы несовместимы со стрессом, беспокойством и тревогой. Именно поэтому мышечное расслабление позволяет привести в равновесие напряженное сознание [1, 4].
Зарядка – улучшает работу сердца, увеличивают количество вырабатываемого мозгом эндорфина, который приводит к естественному подъему настроения. Энергичные упражнения всегда улучшают настроение. Если у вас депрессия, они снимут ее, если вы чувствуете себя хорошо, они придадут вам дополнительную энергию. Физические упражнения уничтожают вредные гормоны стресса. И чем лучше вы себя чувствуете благодаря регулярным занятиям гимнастикой, тем лучше ваш организм будет противостоять стрессу [3].
Фармакологическая – использование лекарственных препаратов в коррекции эффектов стресса. Ноотропы – производные ГАМК (гамма-аммино масляной кислоты, тормозного нейромедиатора). Ноотропы поддерживают на высоком уровне энергетические и пластические процессы в ЦНС, сохраняют внимание и когнитивные функции мозга, повышают пассивную устойчивость организма, оказывают нормализующее действие на организм при длительных стрессах и посттравматических состояниях. Анксиолитики (транквилизаторы) – лекарственные средства, которые обладают способностью устранять состояния беспокойства, тревоги, психо-эмоционального напряжения. Обладают седативным эффектом, угнетают функции ЦНС и психическую активность. Не обладают снотворным эффектом, но изменяют структуру сна. Антидепрессанты – средства, улучшающие настроение. Оказывают положительное влияние на аффективную сферу человека, что сопровождается улучшением настроения и общего психического состояния [7].
Таким образом, на основании проведенного анализа средств и методов профилактики стресса, нами будет составлена программа для педагогов МОУ Гимназии №1 г. Нерюнгри, содержащая средства из 1 и 2 групп методов, способствующая профилактики СЭВ.
Библиографическая ссылка
Карандина Ю.А., Иванова В.А. АНАЛИЗ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7-2. – С. 143-144;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=32143 (дата обращения: 03.12.2024).