На сегодняшний день существует три основные точки зрения на проблему бессмертия: философская, религиозная и научная. Их анализ показывает, что в каждой из них существуют как сторонники бессмертия, так и его противники.
Учение о бессмертии было развито у Платона. Под бессмертием человека он понимал бессмертие души, четыре доказательства которого приводит в диалоге «Федон». Они вытекают из его общефилософской концепции, стержнем которой является учение о мире идей [2, с. 5]. Впоследствии ее критиковал в своих трудах Аристотель, который придерживался позиций материалистического учения.
При рассмотрении религиозной точки зрения на проблему бессмертия, следует обратить внимание на то, что она была широко освещена еще в древних религиозных концепциях египтян и римлян. Самой старой концепцией жизни за смертью можно назвать египетскую, которая содержится в «Книге мертвых» с полными инструкциями того, что следует сделать, чтобы жизнь в потустороннем мире была счастливой. Также древние египтяне оставили нам «Тексты Пирамид», которые должны были помочь благополучному переходу умерших фараонов в следующий мир, и в них говорится о двух сущностях – Ка и Ба, переживающих физическое тело. Римляне почитали души умерших как божественные существа и торжественность погребальных обрядов свидетельствовала об уважении живых к умершим, переселявшимся для продолжения жизни в другой мир [3, с. 570].
Христианство учит своих последователей, что они обретут бессмертие во время воскресения Иисуса Христа, который вернет им жизнь, тем самым обеспечив им вечное существование. В буддизме идея бессмертия души содержится в положении о том, что тело презренно и должно быть передано огню сразу после смерти. А бессмертная душа перейдет в новое тело, и этот процесс будет повторяться до тех пор, пока душа не исчезнет и не сольется с душой вселенской [4, с. 13]. В отличие от христианства и буддизма ислам полностью отвергает идею бессмертия, признавая примат земной жизни.
В науке проблеме бессмертия также уделяется значительное внимание. Так, имеются такие научные направления, как геронтология и ювенология, которые ставят своей целью увеличение срока жизни человека и продление его молодости соотвественно. Их имеет в виду Г.Д. Бердышев, говоря о биологическом бессмертии [1, с. 19]. Социальное бессмертие он подразумевает, когда подчеркивает роль человеческих деяний, достижений человека в материальной и культурной сферах жизни народа [1, с. 29].
В медицинской практике имеется несколько фактов, свидетельствующих о возможности жизни после жизни. В качестве примера можно привести исследование Р. Моуди, описанное им в книге «Жизнь после жизни», суть которого состоит в том, что человек после признания факта его смерти ощущает себя живым, но в другом, духовном состоянии. Однако после путешествия по тоннелю и встречи с необыкновенным существом он возвращается в свое тело и таким образом «воскресает». Но и эта теория была подвергнута критике материалистов, считающих, что многое из описанного в книге можно объяснить с помощью известных биологических явлений.
Таким образом, проблеме бессмертия уделяется значительное внимание в философии, религии и науке. Среди философских исследований следует отметить положение Платона о бессмертии души, среди религиозных – соответствующие постулаты христианства и буддизма. В науке имеются факты существования феномена жизни после жизни, подтвержденные медицинской практикой и, в частности, исследованиями Р. Моуди, которые вызывают интерес, несмотря на критику материалистов.
Библиографическая ссылка
Оганова М.Е. ПРОБЛЕМА БЕССМЕРТИЯ В ДУХОВНОМ ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 6. – С. 119-120;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=32021 (дата обращения: 03.12.2024).