Формы и методы обучения живописи определяются общей спецификой уроков ИЗО. Искусство невозможно воспринимать только рационально, без сопереживания. «Любое художественное познание, – по мнению А. Мелик-Пашаева, – не реально без радости, получаемой от него». Поэтому уроки ИЗО требуют создания особой эмоциональной атмосферы, творческого настроения учащихся. Одна из задач уроков ИЗО – научить ребенка видеть красоту в окружающей жизни, в природе, в произведениях искусства. Поэтому обучение основам изобразительной грамоты всегда должно осуществляться в тесной связи с окружающей жизнью, с личным опытом ребенка, его чувствами и интересами.
Важно, чтобы результаты творчества приносили радость и удовлетворение ребенку, вызывали у него стремление к самосовершенствованию, желание продолжить творческие поиски. Ведь, по мнению К.Ф. Юона, «Работу кистью можно сравнить с игрой смычка на скрипке. Повинуясь исполнителю, он заражает и увлекает зрителя, руководя его чувствами и его вниманием». Именно эти положения должны, прежде всего, учитываться при выборе форм и методов обучения изобразительному искусству, в том числе и живописи.
На наш взгляд, наиболее эффективными в этом плане будут такие формы работы, как урок-экскурсия, коллективное творчество и внеклассная индивидуальная деятельность. Используя различные типы уроков, учитель может достаточно разнообразно строить работу с детьми, обеспечивая ее творческую направленность.
Экскурсия (в музей и на природу) поможет учащимся осознать и почувствовать неразрывную вязь искусства и окружающей жизни, создаст благоприятные условия для формирования эмоционально–эстетического отношения детей к цветовому многообразию природы и для более глубокого восприятия произведений искусства.
Коллективное творчество (как фактор формирования коммуникативной культуры младших школьников) – может стать формой художественно-творческой деятельности как на уроке (составление коллективных композиций, панно и т.д.), так и вне его (оформление выставок, школьного интерьера). Эта форма работы позволит ученикам более объективно оценивать результаты своего труда и научит внимательному отношению к творчеству своих товарищей. Дети почувствуют гораздо большее удовлетворение от своего труда, если увидят свои работы на выставке или в оформлении школьного интерьера.
Индивидуальная внеклассная деятельность осуществляется в форме домашних заданий, которые направлены на закрепление знаний по ИЗО и их творческое применение. Эти задания помогут выявить интересы и склонности школьников, помогут им быть более самостоятельными при выполнении творческих работ. На уроках живописи это могут быть задания, связанные с творческим освоением художественных материалов (создание композиций из всевозможных цветных материалов: бумаги, ткани, ниток, пуговиц, листьев и цветов; использование смешанных техник при работе с красками и т.д.)
В качестве ведущих методических приемов обучения живописи можно назвать сказку, проблемную ситуацию, игру и упражнение. Сказка позволит создать необходимый эмоциональный настрой и сделает знакомство с теоретическим материалом живым и увлекательным. Проблемная ситуация послужит средством активизации мышления и воображения, поможет школьникам почувствовать себя исследователями. Игра и упражнение также должны стать неотъемлемой частью уроков цветоведения.
Обобщение опыта работы учителей позволяет утверждать, что оригинальные задания воспринимаются школьниками с большим интересом и энтузиазмом. Так, например задания типа: «изобразить цветовыми пятнами вкус или запах, собственное состояние в данный момент или чувства радости, боли и т.п.». Цветовое пятно, составленное различными мазками, – «кирпичик», «вальс» и т.д. – рождает множество ассоциаций. Средствами для создания художественного образа могут быть и живописная фактура, и сочетание цветовых пятен.
Изображение звуков, запахов, зачастую кажущееся невозможным взрослому человеку, у детей не вызывает затруднения. Здесь уместны два варианта упражнений: создание реальных композиций (лунная ночь или гроза) и абстрактных (снег скрипит или шарик лопнул). А еще можно нарисовать себя и свои мысли, шорох листьев и солнечного зайчика. Кроме того, можно предложить детям изобразить эмоции (радость, гнев, огорчение, восторг) только в цвете, не рисуя лица человека. Таким образом, на уроке ребенку отводится роль не пассивного наблюдателя, а активного участника и даже творца процесса цветотворчества. Цветотворчество предполагает работу с цветовым пятном, смешивание красок эмоциональное и образное оживление цветового пятна. Эта работа активно стимулирует речевую активность детей и их образную фантазию. Цвет можно чувствовать, изучать, он пахнет, звучит, превращается.
Формы обучения должны быть направлены не только на формирование определенных знаний, умений и навыков, но и на привлечение внимания, интереса детей к творчеству, пробуждение у них эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям действительности, к процессу рисования и результатам своего творчества.
Библиографическая ссылка
Шепырева О., Алексеенко Е.В. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 6. – С. 42-42;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=31965 (дата обращения: 21.11.2024).