Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Традиционное искусство Орловщины: списовое шитье

Поддубная Н. 1 Алексеенко Е.В. 1
1 Орловский государственный университет

Народные художественные промыслы Орловщины – это часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности, отчетливо проступает его самобытность: нравы, обычаи, образ мышления, эстетические пристрастия. Все это представлено в максимально выразительной форме искусства, обращенной в первую очередь к мыслям и чувствам людей.

В Орловской губернии развивались следующие художественные промыслы: ковроткачество, кружевоплетение, гончарное дело, изготовление игрушек, изготовление гармоней, бисероплетение и др. Особого рассмотрения заслуживает такой способ украшения ткани как вышивка.

На территории Орловской области вышивка существовала с древнейших времён. Об этом свидетельствуют находки археологов, обнаруживших в культурном слое вятичей уцелевший кусочки ткани со строчевым шитьём.

Строчевое шитьё – это вышивка по разряженной, по счёту нитей, ткани. Образованная при этом зыбкая решётка обрабатывается различными приёмами, известными в литературе под общим названием – строчка. Для строчевого шитья были характерны следующие виды мотивов: геометрический, зооморфный, антропоморфный, растительный, которые служили магическими знаками – символами, олицетворявшими различные явления природы, мироздания. Из глубоких времён пришли в русскую вышивку такие великие символы, как «древо жизни», « птица счастья» и другие. Образцы старого строчевого шитья Орловщины обладают высокой культурой технического выполнения, совершенством композиций. Сами же приёмы строчевого шитья способствовали созданию различных фактур орнаментальных полос, то нежно прозрачных, мерцающих (в шитье белой строчкой), то более плотных, упруго рыхлых, пушистых (вышивка цветной строчкой).

Одной из самых давних техник шитья на Орловщине является списовое. Полотняной загадкой называют эту удивительную вышивку, родившуюся почти два столетия назад. Многие исследователи считают, что само слово «спис» означает списывать узоры с разрисованных морозом зимних окон. Пройдя Другие исследователи видят в узорах «списа» продолжение традиций древнерусского шитья золотными и серебряными нитями, недаром его называют ещё русским шитьём. Орловский искусствовед И.И. Борисова считает, что орловские мастерицы списового шитья изначально следовали воспроизведению определённых устойчивых традиционных изображений-знаков, символов. Существенную роль, в расшифровке списовых изображений играет рассмотрение самих приёмов нанесения рисунка: с готового образца, привнося что-то своё в рамках устоявшихся стилистических навыков данного шитья.

Декор списового шитья запоминается своими необычными, причудливыми очертаниями, напоминающими дерево – «древо», «древо жизни», «мировое дерево». Сопоставление разнообразных образов списовых «древ» позволяет вычленить наиболее устойчиво повторяющиеся элементы рисунка. Они сопоставимы с памятниками разных культур, и не только на территории России, но и далеко за её пределами. Все отслеженные составные элементы списовых «древ» можно назвать облакоподобными. Предполагают, что очертание списовых древ развились под влиянием мировоззренческих представлений, связанных с символами обожествлённого природного мира. Наряду с увлечением «древом», местные мастерицы очень любили воспроизводить образ цветущей ветки.

Традиционным мотивом вышивки считается «вилюшка». Она обрамляет вышивку то с четырёх сторон, то сверху и снизу, то «оберегает» лишь нижний край композиции. Порой она сама становится основным мотивом узора. «Вилюшка» символизирует многообразие растительного мира, является графическим изображением щедрости земли.

Не редко встречаются на вышивках зооморфные мотивы. Излюбленным был петух, от сильно стилизованного до величавой птицы с причудливыми узорами хвоста.

Техника выполнения вышивки своеобразна. Контуры композиции очерчены «тамбурным» или «двойным стебельчатым» швом. Внутри контура – узорные заполнения в технике «набор», напоминающий счётную гладь. Каждая мастерица придумывала свои узоры, подбирала для них графический рисунок, комбинировала новые и новые варианты. Поэтичны и выразительны названия узорных заполнений, так называемых бранок: «вороний глаз», «сосна», «волна», «шахматка», «дробнушки» и другие. Что касается цветовой гаммы, то классическим для «Орловского списа» является сочетание красного и синего с преобладанием красного. Обилие красного цвета придаёт узорам чрезвычайно оптимистическое, жизнеутверждающее впечатление. Небольшие синие плоскости и вкрапления создают особую свежесть, рельефность восприятия и необыкновенный живописный эффект. Кроме того, такое сочетание наполнено глубоким духовным смыслом.

Народные традиции – это нить, связывающая нас со всей предшествующей культурой. Приобщая детей к истокам народного творчества, культуре, обогащая содержание детского творчества, развивая их чувства, мы даём детям возможность почувствовать себя наследниками русских традиций. Художественная вышивка как средство художественно-эстетического и технологического образования младших школьников имеет большой педагогический потенциал.


Библиографическая ссылка

Поддубная Н., Алексеенко Е.В. Традиционное искусство Орловщины: списовое шитье // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 6. – С. 38-39;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=31959 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674