В непростых экономических и социальных условиях развития России, в период падения духовности и утраты нравственных ценностей народная педагогика, традиционная культура воспитания и народное искусство должны стать стержнем, который может привести к духовному оздоровлению общества. Традиционная русская культура сохраняет идеи и смыслы ценностных ориентаций этноса, помогающих восстановлению культурной преемственности и национально-культурной идентификации. Традиционная культура и искусство выступает предметом многих исследований, в том числе, и в сфере образования. Однако, в системе дошкольного воспитания потенциал традиционного народного костюма остается мало исследованной областью народного искусства. Данное исследование было нацелено на выявление педагогических условий для организации учебно-воспитательного процесса, ориентированного на формирование личности дошкольника, любящего свою семью, свой родной край, свою Родину, средствами искусства народного костюма. Традиционный народный костюм как уникальный памятник материальной и духовной культуры, занимает особое место в культурном наследии нашего народа. Будучи ярким информационным и эстетическим источником, он содержит в своей структуре и декоре информацию о специфике территории проживания народов и их контактах с соседями, о семейном и социальном статусе его носителей, о своеобразии их хозяйственной деятельности. В традиционном костюме воплотились мировоззренческие и эстетические представления народа, широкий спектр функций, в том числе воспитательные. В ходе данного исследования была подтверждена эффективность ряда педагогических условий формирования личности дошкольника средствами традиционного народного костюма. К ним отнесены: непрерывность воспитательного процесса, включая основное и дополнительное образование, в детском саду и в семье; комплексность в использовании традиционных искусств и разных областей профессиональной художественной культуры; игровые формы, поддерживающие интерес детей к освоению традиционного народного костюма; активное использование этнокультурной среды, насыщение ее элементами народного быта, календарной и праздничной культуры; развитие творческого потенциала дошкольников, вовлечение детей в проектную деятельность по разработке коллекций детской одежды с элементами русского народного костюма.
Библиографическая ссылка
Операй В.С., Ершова Л.В. Народный костюм как средство формирования личности дошкольника // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 6. – С. 37-37;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=31957 (дата обращения: 21.11.2024).