Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ТЕАТРАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ-СТУДИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ – СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Вощинина М.С. 1 Макарова Н.Р. 1
1 Филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»

Сегодня российское образование соответствует единым государственным стандартам, вследствие чего школа дает «усредненные» знания, рассчитанные на «среднего» ученика. Однако уровень физического, психического, интеллектуального развития не всегда отвечает интересам обучающихся и их родителей. Современная педагогическая наука рассматривает искусство, как одно из ведущих образовательных воздействий на формирование личности ребенка, его мировоззрения, духовного потенциала. Оно имеет большое воспитательное и познавательное значение для человека, так как позволяет ему значительно расширить свой жизненный опыт, удовлетворять свои растущие интересы к окружающему миру и социуму, формирует его духовный мир. В эстетическом воспитании личности искусству принадлежит роль главного фактора. «Нет ни к чему не способных детей. Есть педагогическая проблема работы с детьми, у которых способности разные». Особое место среди других занимает искусство театра. Оно сосредоточивает в единое целое средства выразительности разных искусств (художественное слово, музыка, танец). Театральную лабораторию-студию «Солнышко» посещают учащиеся начальных классов. Это территория, где ребенок может раскрыться как многогранная творческая личность, научиться общаться, красиво двигаться и говорить. В кружке дети занимаются актерским мастерством, сценической речью и движением. У младших школьников развивается память и чувство ритма, дети учатся работать в группе. Помимо всего прочего педагог прививает учащимся любовь к литературе отечественных и зарубежных авторов, писателей родного края. Под руководством учителя школьники «проживают» литературные произведения на театральной сцене в рамках школьной студии. Возможность развития творческого потенциала каждого школьника в условиях общеобразовательной школы актуальна в настоящее время. Участники театральной лаборатории-студии активно участвуют в решении проблем местного социума. Достижения имеют социальную направленность. Коллектив занимает активную жизненную позицию. Выступление артистов театрального объединения не оставляет равнодушными благодарных зрителей. Среди поклонников театрального объединения «Солнышко» есть люди самого разного возраста. Каждым своим выступлением воспитанники объединения стремятся доказать, что настоящее искусство не имеет ни возрастных, ни социальных границ. Студия «Солнышко» с большим успехом выступает на многих площадках: перед дошкольниками, школьниками и взрослыми, перед людьми с физическими недугами, перед ветеранами. Вот в этот момент приходит понимание того, как важно то, чему мы учим наших детей. Либо это современные пьесы, мультики, порой не имеющие никакого смысла, либо это культурный пласт, накопленный нашими предками, – детская литература, проверенная временем. В театральной студии становится понятным, как эмоциональны и чувствительны дети. Насколько тонко они воспринимают текст. Задача учителя не погасить искру творчества, а соединить обучение с естественными для детского возраста интересами и переживаниями – учить необходимо радости. Через радость ребенок должен познавать окружающий мир. «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!». С радостью он должен идти на занятие. Профессия педагога особая, связанная со сложным, хрупким миром ребенка. И задача педагога – не сводить проблемы театрального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа. Кукольный театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Младшие школьники рисуют, лепят, вырезают, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как части общего, волнующего детей замысла. Наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает эту работу и дает ей полное и окончательное выражение. В лаборатории-студии «Солнышко» младшие школьники учатся входить в роль, управлять куклой, сочетать движение с речью, приобретают художественно-трудовые навыки: при создании декораций, костюмов для кукол. Организовать театр кукол «Солнышко» в обычной средней школе помогли знания, умения, навыки, полученные в Шуйском государственном педагогическом университете.

Предметом нашей гордости является союз родителей, детей и преподавателей. Наши родители – участники всех школьных, классных и городских мероприятий. В театральном объединении два десятка кукол к различным сказкам. Родителисконструировали ширму, соответствующую росту младших школьников с подставными скамеечками для маленьких актеров, оформили ширму тканевой аппликацией. Совместно мы пришли к выводу, что декорации должны быть легкими и мобильными, но точными по сюжету, создавать атмосферу спектакля и каждой сцены в отдельности. Художники – родители, стремясь правильно нарисовать огонь в сцене про пожар, жгли костёр и смотрели на пламя, чтобы точнее подобрать краски. Театральная студия сотрудничает с факультетом искусств Шуйского государственного педагогического университета. Студенты-студийцы Этнохудожественного Центра «Истоки». Постепенно создавались костюмы из лоскутков ивановских ситцев, декорации переднего, заднего плана, была реализована идея музыкального сопровождения к спектаклям. У всех участников и организаторов театральной студии постепенно накапливается опыт, педагог и родители совместно анализируют проблемы и достижения.

Деятельность театральной студии в течение длительного времени, изучение литературных источников и интернет-ресурсов, сотрудничество с Шуйским педагогическим университетом стало основой для написания программы «Театр кукол в условиях школьной студии», реализуемой в МОУ «СОШ № 8» г.о. Шуя, опыт работы по театральной подготовке успешно обобщен в ШГПУ и ИИП и ППК г. Иваново. Театральная студия стала по истине лабораторией творческого воспитания младших школьников средствами искусства.Более пяти лет приглашает школьников на свои занятия театр кукол «Солнышко» и дарит тепло и радость своим зрителям. Поставлены спектакли «Снежная королева», «Золушка», «Кошкин дом», «Муха-Цокотуха». Дети выступают в своей школе перед сверстниками, воспитанниками детского сада, учителями, родителями, на городских конкурсах, успешно участвовали и в областном фестивале театральных коллективов, принимали участие во Всероссийском театральном фестивале «Веснушки» г. Москва. Театр гастролирует: неоднократно выезжал в областной санаторий «Шуйский», группа выступала со спектаклями и в дошкольных образовательных учреждениях г. Шуя.

Таким образом, кукольный театр интегрирует многие виды коммуникаций, а это, в свою очередь, способствует социализации учащихся, их здоровому психическому развитию, так как при активном общении на красивом литературном языке лучше развивается их речь, мышление, следовательно, улучшается уверенное самочувствие в окружающем мире.

Впереди много задумок, планов. Кукольный театр – это удивительно увлекательное творческое дело, и нет предела его совершенству.

Созданная в условиях лаборатории-студии атмосфера дружелюбия, общность интересов, широкие возможности театральной подготовки способствуют раскрытию творческого потенциала младших школьников. Однако воспитательное значение искусства сегодня как никогда актуально. Важно понимание занятия театром в воспитании эстетической культуры учащихся как наиболее воздействующего на сферу нравственных, душевных переживаний. Ведь театр всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, театральное искусство решает задачи гуманизации образования школьников. Поэтому в современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления здоровой личности.


Библиографическая ссылка

Вощинина М.С., Макарова Н.Р. ТЕАТРАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ-СТУДИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ – СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 6. – С. 32-33;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=31951 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674