Одной из основных задач высших учебных заведений в соответствии с действующим законодательством является развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся – задача номер 2 часть 2 статьи 8 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Действующие федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (далее – ФГОС) содержат в своей структуре раздел IV «Характеристика профессиональной деятельности бакалавра», пункт 4.4 которого содержит регламентацию (например, [1, 2]): бакалавр должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности. К видам профессиональной деятельности во всех ФГОС относится научно-практическая деятельность, а профессиональные задачи отличаются в разных стандартах.
Так, например, ФГОС по направлению «Электроника и наноэлектроника» [1] регламентирует пять разных задач, в том числе задачу подготовки данных и составления обзоров, рефератов, отчетов, научных публикаций и докладов на научных конференциях и семинарах. В терминах ФГОС по направлению «Информатика и вычислительная техника» [2] сходное требование звучит следующим образом: составление описания проводимых исследований, подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций. Решение указанного комплекса профессиональных задач в рамках приведенной выше основной задачи вузов может осуществляться в форме Научно-практических конференций, например, как это организовано в филиале МГТУ МИРЭА в г. Дубне [3]. Результатом деятельности студентов могут служить научные публикации, например [4].
Проведение Научно-практических конференций студентов дополнительно позволяет достигать результатов освоения основных образовательных программ, регламентируемых разделом V ФГОС в форме требования на обладание выпускником общекультурными и профессиональными компетенциями. К компетенциям, которые активно формируются в ходе указанных мероприятий, могут быть отнесены следующие компетенции: выпускник обладает способностью владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1, [1]); выпускник владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1, [2]); выпускник обладает способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2, [1]); выпускник умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2, [2]); выпускник обладает способностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3, [1]); выпускник готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3, [2]); выпускник обладает способностью стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6, [1]); выпускник стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6, [2]); выпускник обладает способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8, [1]); выпускник осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8, [2]); выпускник обладает способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9, [1]); выпускник способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9, [2]); к настоящему списку также может быть отнесен некоторый ряд профессиональных компетенций.
Библиографическая ссылка
Дзюба С.Ф., Назаренко М.А., Напеденина А.Ю. Развитие компетенций студентов в ходе подготовки и проведения научно-практических конференций // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 1. – С. 121-121;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=31265 (дата обращения: 21.11.2024).